Художественные особенности Поэмы «Реквием»

Художественные особенности. Характерной особенностью поэмы является ее звучание. Ахматова писала, что в «Реквиеме»; единственным аккомпанементом может быть только тишина и рез­кие отдельные удары похоронного звона.

Эта тишина звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов. Во второй части «Вступления»; слышится колыбельная: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь

обо мне. Но только вместо ласковых слов «спи, моя радость, усни»;, мы слышим совсем другие, пронизанные болью слова, потому что эта колыбельная не на сон, а на смерть. По форме произведение Ахматовой близко народной речи: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.

В поэме практически не используются гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличи­вать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны,

подчеркнуть мучения. Тоска «смер­тельная»;, шаги солдат «тяжелые»;, Русь «безвинная»;, «черные маруси»; (арестантские машины).

Часто используется эпитет «камен­ный»;: «каменное слово»;, «окаменелое страдание»;. Много различных художественно-выразительных средств, отражающих чувства и пе­реживания лирической героини: аллегории, символы, олицетворе­ния, метафоры («И короткую песню разлуки паровозные пели гуд­ки»;, «И своей слезою горячей новогодний лед прожигать»;).


Художественные особенности Поэмы «Реквием»