История создания, идейно-тематическое своеобразие, художественные особенности поэмы “Черный человек” С. А. Есенина
История создания. Поэма “Черный человек” написана в 1925 году и является самым трагическим произведением С. А. Есенина, в котором чувствуется влияние А. А. Блока, поэтики символизма.
Идейно-тематическое своеобразие. Главная тема поэмы – разрушение души лирического героя, который делится с близким другом тем страшным, что носит в себе.
Лирический герой стремится разобраться в тайниках своей души. Финал поэмы оптимистичен: преодолена раздвоенность, произошло очищение души:
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет Я один…
И разбитое зеркало…
Художественные особенности. В “Черном человеке” отсутствует ритмическая напевность, преобладает повествовательная интонация. Смысловую роль имеет постоянно используемый эпитет “черный”:
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
- “Черный человек” анализ поэмы Есенина История создания поэмы “Черный человек” многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался еще большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: “Казалось, разорвется сердце”. Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращенный вариант, однако и он поражает своей […]...
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Время работы над поэмой (6070-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека; постепенно странники от мысли найти конкретного человека приходят к мысли поиска счастья для всех (здесь отражается рост национального самосознания не только семи мужиков, но и […]...
- Сергей Есенин – “Черный человек” Сергей Есенин “Черный человек” Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее в ночи Маячить больше невмочь. Черный человек, […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы “Двенадцать” А. А. Блока В поэме четко ощущаются два плана: один – конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой – скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как “мирового пожара”. Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы революционной эпохи воплотились в таких деталях, как плакат “Вся власть Учредительному Собранию!”, “барыня в каракуле”, отдельные, […]...
- Идейно-тематическое своеобразие Поэмы “Реквием” Идейно-тематическое своеобразие. Поэма “Реквием”; автобиографична: поэтесса рассказывает о собственной судьбе, и в то же время о судьбах всех женщин, чьи мужья или дети оказались не угодны новой власти: Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой Поэма “Реквием” автобиографична: поэтесса рассказывает о собственной судьбе, и в то же время о судьбах всех женщин, чьи мужья или дети оказались не угодны новой власти: Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: “Сюда […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы “Облако в штанах” В. В. Маяковского В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы “Про это” В. В. Маяковского В поэме “Про это” решается проблема духовного целомудрия, высокой нравственной требовательности восстановления чистоты любви, изуродованной и опошленной собственническими отношениями. “По личным мотивам об общем быте” – так лаконично определил Маяковский тему “Про это” . Поэма свидетельствовала о том, что у Маяковского усилился интерес к судьбе отдельного человека. Свое отношение к миру в поэме “Про это” […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы ОБЛАКО В ШТАНАХ Идейно-тематическое своеобразие. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах”; стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности […]...
- “МЕРТВЫЕ ДУШИ”;. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Замысел Гоголя и его изменение: первоначально Гоголь задумал сатирический роман. Впоследствии замысел изменился. Гоголь решил написать трехтомную поэму-эпопею. В первом томе показать отрицательные стороны, во втором – переход к лучшему, в третьем – идеальную Русь. Очевидно, в данном замысле сказалось влияние “Божественной комедии” Данте: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. В силу противоречивости своего мировоззрения Гоголь не сумел […]...
- Автор и лирический герой поэмы С. А. Есенина “Черный человек”- одно лицо? В последних стихах Сергея Есенина все острее ощущается мучительный разлад поэта с самим собой. Память все чаще возвращается к минувшему, мысль о завершенности земного пути повторяется все настойчивее. Появляется желание оглянуться, подвести итоги прожитого. Чувство смятения все усиливается и усиливается. Все, что творится в эту пору в душе поэта, лучше всего отражено в поэме “Черный […]...
- Художественные особенности поэмы “Анна Снегина” С. А. Есенина Поэма “Анна Снегина” написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой […]...
- Поэма С. Есенина “Черный человек” В центре сюжета поэмы – разговор лирического героя с неким “черным человеком”, который рассказывает поэту о его жизни. Но к концу поэмы мы узнаем что “черный человек” – и есть лирический герой, то есть его двойник, который появляется во время бессонницы и не может уснуть. “Черный человек” – это не совесть, и не внутренний голос, […]...
- Образ черного человека в трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” и в поэме С. Есенина “Черный человек” Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек… Образ черного человека имеет в творчестве А. С. Пушкина глубокие корни. Почти все поэмы, драмы, сцены, сказки, повести поэта связаны между собой одним признаком: вторжением сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь. Идея рока зародилась в творчестве еще совсем молодого Пушкина и приняла облик сказочного и […]...
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ С самого начала писательской деятельно- сти Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нра- вов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые ду- ши”, написанная в 1842 году. Первое издание книги называлось “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижа- ло […]...
- Художественные особенности поэмы “Двенадцать” Художественные особенности. Поэма “Двенадцать”; построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст – это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: “черный ветер”;, “белый снег”;, “черное, черное небо”;, “черная злоба, святая злоба”;, “черные ремни”;, “огни, огни, огни”;. Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения (С офицерами блудила – \ […]...
- Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского “По праву памяти” Поэма “По праву памяти” была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать”. В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит […]...
- Идейно-художественное своеобразие Художественные особенности по роману Поднятая целина (Шолохов М. А.) В романе “Поднятая целина” рассказывается о формировании колхозного строя на селе. Написание первой книги Шолохов закончил в 1932 году, а второй – в 1959 году. В этой книге повествуется о донском казачестве. Автора интересуют настоящие судьбы простых людей в революции. В романе описывается процесс коллективизации – это очень важный этап в истории нашей страны. Донское […]...
- Художественные особенности поэмы “Двенадцать” А. А. Блока Поэма “Двенадцать” построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст – это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: “черный ветер”, “белый снег”, “черное, черное небо”, “черная злоба, святая злоба”, “черные ремни”, “огни, огни, огни”. Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения граничат с лирическими описаниями, сниженной разговорной речью, […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказов “Черный монах” и “Палата № 6” ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие Рассказов “Черный монах” и “Палата № 6” По жанру “Палата № 6” – не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв о повести: “В “Палате № 6″ в миниатюре изображены общие наши порядки и […]...
- Идейно-тематическое содержание поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя В поэме “Мертвые души” продолжается основная гоголевская тема, проходящая через все его творчество: умаление и распад человека в призрачном и абсурдном мире российской действительности. Но теперь она обогащается представлением о том, в чем заключается истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть. Эта идея пронизывает главную тему поэмы: размышление писателя о России […]...
- Идейно-тематическое своеобразие “Про это” Идейно-тематическое своеобразие. В поэме “Про это”; решается проблема духовного целомудрия, высокой нравственной требовательности восстановления чистоты любви, изуродованной и опошленной собственническими отношениями. “По личным мотивам об общем быте”; – так лаконично определил Маяковский тему “Про это”; (“Я сам”;). Поэма свидетельствовала о том, что у Маяковского усилился интерес к судьбе отдельного человека. Свое отношение к миру в […]...
- Художественные особенности Поэмы “Реквием” Художественные особенности. Характерной особенностью поэмы является ее звучание. Ахматова писала, что в “Реквиеме”; единственным аккомпанементом может быть только тишина и резкие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов. Во второй части “Вступления”; слышится колыбельная: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в […]...
- Идейно-тематическое содержание поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова Поэма Некрасова, ставшая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесенная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной России, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тесно соприкасающаяся с важнейшей […]...
- Идейно-художественные особенности ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Идейно-художественные особенности Основными идейно-художественными особенностями произведения являются: 1. Жанр пародирует исторические хроники (летопись). История города Глупова начинается, как и положено, с истории племен, населявших окрестности будущего города. Глупов в пародийном же ключе сравнивается с Римом, что, с одной стороны, помогает вспомнить то, что Русь – это “Третий Рим”, а также […]...
- Художественные особенности поэмы “Облако в штанах” В. В. Маяковского Поэзия Маяковского активна: “Славьте меня!”, “Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!”. Он совершенно меняет устоявшиеся стереотипы в работе над словом, обновляя устоявшееся значение слова: “костлявые пролетки”, “пухлые такси”. С лексикой поэт обращается творчески: он “просеивает”, “перемешивает” слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме сочетается “высокий” и “низкий” стили: […]...
- История создания поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой Поэма “Реквием” – одно из вершинных произведений позднего творчества А. А. Ахматовой. Поэма писалась в период с1935 по 1940 г. До середины 1962 года произведение не имело рукописного текста, а жило в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких ее друзей. История создания этого потаенного документа эпохи следующая: Ахматова жила в уверенности, что в ее комнате […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” 1. “Мертвые души” как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности – приблизительно конец 20-х – начало 30-х гг., в период кризиса […]...
- История создания поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – итоговое произведение Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе, объединить опыт всех предшествующих своих стихотворений и поэм. Как говорил сам автор, он собирал свою “главную книгу” “по словечку в течение 20-ти лет”. К созданию этого произведения Некрасов приступил в 1863 году, вскоре после крестьянской […]...
- Художественные особенности поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой Характерной особенностью поэмы является ее звучание. Ахматова писала, что в “Реквиеме” единственным аккомпанементом может быть только тишина и резкие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов. Во второй части “Вступления” слышится колыбельная: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. […]...
- Идейно-художественные особенности рассказа А. П. Чехова “Учитель словесности” А. П. Чехов – величайший мастер “малых форм” в прозе. Его рассказ “Учитель словесности” состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора. Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически […]...
- История создания поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя В “Авторской исповеди” Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творчеству: “Он уже давно склонял меня приниматься за больше сочинение… он мне сказал: “Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”. Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать […]...
- Художественные особенности поэмы гоголя “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы ХОРОШО! Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма – “телеграфный стиль”. Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он “пьет из источника” по […]...
- История создания Поэмы “Реквием” История создания. Поэма “Реквием”; – одно из вершинных произведений позднего творчества А. А. Ахматовой. Поэма писалась в период с1935 по 1940 г. До середины 1962 года произведение не имело рукописного текста, а жило в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких ее друзей. История создания этого потаенного документа эпохи следующая: Ахматова жила в уверенности, что в […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы “Цыганы” Пушкина А. С Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы “Бахчисарайский фонтан”. Однако герой поэмы “Цыгане” – это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского “Корсара”, а […]...
- Художественные особенности поэмы “Божественная комедия” Если бы Данте не написал больше ничего, его имя все равно бы вошло навечно в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним произведением – поэмой “Божественная комедия” (1313-1321). В ней Данте собрал воедино весь опыт ума и сердца, художественно переосмыслил основные мотивы и идеи своих предыдущих произведений, […]...
- История создания поэмы “Василий Теркин” Твардовского А. Т Герой поэмы Твардовского – Василий Теркин – олицетворяет собой весь народ. В нем нашли художественное воплощение русский национальный характер, его существенные черты и качества. Ho результат этот был достигнут далеко не сразу. Замысел поэмы и истоки образа ее главного героя относятся еще к довоенному времени, к периоду Финской кампании 1940 г., когда на страницах газеты […]...
- Идейно-художественные особенности “Колымских рассказов” В. Т. Шаламова В числе литературных величин, открытых эпохой гласности, имя Варлама Шаламова, на мой взгляд, – одно из самых трагических имен в отечественной литературе. Этот писатель оставил потомкам поразительное по глубине художественности наследие – “Колымские рассказы”, произведение о жизни и человеческих судьбах в сталинском ГУЛАГе. Хотя слово “жизнь” неуместно, когда речь идет о картинах существования человека, изображенных […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы Маяковского “Хорошо!” В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […]...