Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы “Реквием”

Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы “Реквием”.

Центром постижения души народа в поэзии Ахма­товой является поэма “Реквием”. Она пронизана пре­дельно личными интонациями и одновременно несет в себе приметы недостижимой прежде всеобщности, осознанной поэтессой как неизбежная и единственно возможная тональность. Ахматова глубоко переживает личную драму – арест сына, мужа – и в то же время осознает и стремится выразить трагедию общенаци­онального масштаба.

Именно слитность в испытани­ях с народом дает ей силу выстоять и творить. Поэма о личном человеческом горе стала произведением о тра­гической эпохе национальной истории.

Поэма весьма оригинальна в сюжетно-композици­онном отношении. Композиция обусловлена задачами автора. Прежде всего, речь идет о связи автора в стра­даниях со “стомильонным народом”.

Поэма была “за­казана”, творчество должно было стать ответом на раз­гул бесчеловечных сил (прозаическое “Вместо преди­словия”). Поэтесса приняла на себя тяжкое бремя быть выразительницей общих чувств и посвящает свой труд “невольным подругам двух моих осатанелых лет” (“По­священие”).

Основная часть произведения построена как свое­образное восхождение героини на Голгофу страданий.

Но связь с общенациональным аспектом размышлений постоянно поддерживается: через исторические ассо­циации (“Буду я, как стрелецкие женки, под кремлев­скими башнями выть”), фольклорность образов (“Тихо льется тихий Дон…”).

Глубоко и достоверно воссоздается состояние страда­ющей матери, берегущей и теряющей после приговора надежду. Смерть теперь кажется желанной в сравне­нии с жизнью и подкрадывающимся безумием.

Особую роль играет в сюжете глава “Распятие”. Би­блейские ассоциации позволяют обосновать мысль о том, что страдания матери ни прочувствовать кому-ли­бо другому, ни описать до конца достоверно нельзя, нет образов и красок, чтобы это сделать. Глава к тому же отчетливо связывает мысль о страдающей матери с по­нятием “Родина-мать”.

И тем самым подготавливают­ся обобщения и выводы “Эпилога”.

История народа всегда изобиловала трагическими страницами, но главным ее содержанием оставалось творчество. Творчество преодолевало и “отрицало” тра­гедию. Трагедия возвеличивала и делала бессмертным творчество. Глубоко осознав эту истину, Ахматова за­вершает “Реквием” утверждением, что место памятни­ка ей, ее поэзии, если будет заслужен, только “здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов”.

Подлинная народность жизни, судьбы, поэзии была обретена здесь.



Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы “Реквием”