Поиски формы и содержания: театра Мейерхольда, Брехта, Курбаса
Среди ярчайший явлений в драматургии XX ст. были театры русского режиссера В. Мейерхольда, украинского режиссера Леся Курбаса ; «эпический театр» немецкого драматурга и режиссера Б. Брехта. Лесь Курбас (Александр Степанович Курбас) (1887 -1942) — был основателем «Молодого театра» в Украине, который зародился в мае 1916 г. как театр-студия. Молодотеатровцы хотели создать новый театр, который ограниченностью и посвятил себя поискам новых путей в искусстве.
Они стремились достичь культуры других театров мира, но старались не подражать
В инсценированных произведениях Т. Г. Шевченко «Еретик», «Большой погреб», «Не спалось — ночь, как море «, «И небо неумытое…», «В воскресение и очень рано» (1919) Л. Курбас сделал попытку перевести лирическое произведение
Очень оригинальной была также постановка Л. Курбасом старо виновного украинского «Вертепа» (1918 г.), где вместо кукол выступали актеры, имитируя их движения и жесты. Художник Петрицкий создал оригинальное, с элементами условности, оформление.
Артисты пробовали себя также в манере традиционного психологического театра («Молодость» М. Гальбе, «Йола» Ю. Жулавського, 1918 г.) изучали каноны символистского театра (постановка этюдов О. Олеся), овладевали условно-реалистическими законами философско-поетические драмы («В пуще» Леси Украинки) и т. д.
Апробация разнородных стилей имела большое значение, поскольку были школой для авторов, оказывала содействие усовершенствованию их мастерства. Творческие поиски этого коллектива были своеобразным протестом против устаревших консервативных театральных форм. В марте 1922 года в Киеве Лесь Курбас основывает новый экспериментальный новаторский коллектив — художественное объединение «Березиль», к которому входило шесть студий — мастерских, лабораторий и станций, где проводились эксперименты и аналитические опыты в области сценической формы и театральной выразительности.
А. Курбас и березильцы выступают против этнографизма и натуралистическому, ищут новое образное отражение действительности.
В настоящее время создается так называемая система Курбаса. Одним из основных постулатов этой системы было утверждение, что актер — мастер (субъект) и созданный им образ (объект) — это разные вещи, современный актер должен отождествлять себя с ролью. Прежде всего, не быть самым собой, а запрятать свое «я» за персонажем.
От автора требуют умения проявить своим телом, жестом, голосом, темпераментом, в определенной форме максимум не жизненных (натуралистических) рефлексов, а глубоко внутренних нюансов и стремлений, которые и является объективизацией роли.
Важное место в системе Курбаса занимает метод «преобразование». «Преобразование» — это образное иносказание, образное проявление понятия, события средствами театрального искусства. От актера требовалось превратить переживание в действие, понятие — образ, подсознательное — в то, что можно ощутить и увидеть.
Достижением курбасивского театра стали спектакли «Гад» за Г. Кайзером, «Машиноборцы» за Э. Толлером, «Джимми Хиггинс» за Э. Синклером.
Всеволод Емильевич Мейерхольд (1874-1940) — русский режиссер, актер начала XX столетие, начал свою деятельность в традициях классического театра.
Тем не менее, со временем пришел в восхищение модернистским репертуаром. Работая над спектаклями «Смерть Тентажеля» Метерлинка, «Шлюк и Яу» Гауптмана, Мейерхольд разрабатывает программу условно-эстетичного театра, связанную с поэтикой символизма. Принципы условного театра утверждались в поставленных им пьесах: «Гедда Габлер» Ибсена, «Сестры Беат-Риса» Метерлинка, «Балаганчик» Блока, «Победа смерти» Сологуба и др.
Мейерхольд отталкивался от поэтики ранних пьес Метерлинка, которые, по его мнению, требуют недвижимости, почти марионетковости. Весь спектакль должен был быть подчиненным живописно-декоративной гармонии (в оформлении принимали участие художники Н. Сапунов, В. Денисов и др.).
В 1910-1920 гг. Мейерхольд снова поворачивается к традициям, использует опыт старинных театров (» Донжуан» Мольера, «Поклонение Кресту» Кальдерона и др.). Он трактует спектакль как изысканное праздничное зрелище, подчиненное живописно пластическому и музыкально-ритмическому началу.
Режиссер тяготел к трагическому гротеску, утверждая, что «гротеск стремится подчинить психологизм декоративной задаче».
После Октябрьской революции Мейерхольд предлагает программу «Театрального Октября», где требует приближения сценического искусства к революционной современности. Это был агитационно-политический, открыто публицистический, митинговый театр, который использовал средства резко плакатной характеристики («Мистерия — Буфф» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Земля на дыбы» Мартин и Третьякова и др.). Наилучшими достижениями революционного искусства стали пьесы Мейерхольда «Клоп» и «Купол» за Маяковским, «Последний решающий» за Вишневским, «Вступление» за Герман — здесь исчезает узкая плакатная манера, художественные средства обогащаются.
В середине 30-х лет Мейерхольд со Станиславским снова возвращаются к традиционному театру («Дама с камелиями» Дюма, «Пиковая дама» Пушкина).
Для режиссерского стиля Мейерхольда характерное использование гротескного обострения, гиперболизация, яркие сценические метафоры, резкая сатиричность, стремление предоставить сценическому образу обобщения поэтического символа. Широко используя приемы театра условности, Мейерхольд достиг необычно острого, яркого раскрытия образа. Мейерхольд сделал большой вклад в разработку выразительных средств режиссуры XX столетие, (подчинение мизансцен, раскрытию общей идеи постановки, динамическая организация действия, четкость ритмического строения спектакля, широкое применение музыки, радио, света, которые изменяются в процессе действия декоративных компонентов.