Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”?

Анна Андреевна Ахматова – это Поэт, причем Поэт именно с большой буквы. Поэтессой можно назвать любую женщину, умеющую достаточно талантливо слагать стихи, а вот для звания Поэта необходимо нечто большее, чем просто талант стихосложения. Поэт – тот, кто сквозь призму своей собственной жизни, своих чувств, радостей и трагедий может рассмотреть, почувствовать и точно передать состояние и настроение общества, современного ему.
Такова Ахматова, жизнь которой отмечена “талантом несчастливости”, бесконечными трагедиями, но, вместе

с тем, необычайными душевными и физическими силами, позволившими ей стать “голосом народа” в тяжелые для него времена.
Памятником “страшных лет ежовщины”, в течение которых Ахматова провела “семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде”, стала поэма “Реквием”, написанная в 1935-1940 годах. Это произведение посвящено “проклятым датам” массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, в которой триста часов отстояла сама поэтесса вместе с теми, кто
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались мертвых бездыханней…
/> Название поэмы говорит само за себя. Реквием – заупокойное католическое богослужение, музыкальное произведение траурного характера. Трагическая тема звучит в каждой строчке поэмы и отзывается, как погребальный звон, в сердце читателя.
Перед нами предстает образ матери, стоящей под Крестами “трехсотой, с передачею”, который постепенно из образа земной женщины перевоплощается в образ вечный – Богородицы, Марии.
Четыре части поэмы: “Вступление”, “Приговор”, “К смерти”, “Распятие” – перекликаются с библейским сюжетом казни Христа. На первый план выходит образ страдающей матери, изначально земной женщины, у которой Кресты отняли сына:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла…
Трагедия эта – продолжение страданий героини, так как не только “сын в тюрьме”, но и “муж в могиле”. Этот момент в повествовании автобиографичен, именно потому, возможно, Ахматовой, не побоявшейся раскрыть свою личную трагедию, удалось стать “голосом народа”.
Страдание героини развивается в поэме с повышением уровня эмоциональности. Во “Вступлении” слышны только интонации безысходности, равнодушие к жизни в голосе той женщины, которую переживания сделали больной и одинокой, похожей на “тень”. Только в пятой части “Вступления” появляется мотив смятения, душевной и физической дисгармонии героини, “кидающейся в ноги палачу”, чтобы выпросить пощаду для сына:
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
В следующей части поэмы – “Приговор” – мотив неизбежности, обреченности на страдание помогает раскрыть образ матери, несмотря ни на что желающей “снова научиться жить”. Впечатляют невероятные душевные силы женщины-матери, отдающей своего сына, как “агнца на закате”:
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
Но, несмотря на внутреннюю стойкость, героиня Ахматовой дает понять, что она – живой человек, у которого может просто не хватить сил идти дальше по дороге скорби. Об этом свидетельствует следующая часть поэмы под названием “К смерти”. Обращаясь к ней, героиня говорит:
Ты все равно придешь – зачем же не теперь?
Я жду тебя, мне очень трудно.
Эти строки указывают на глубину страданий героини, у которой “уже безумие крылом души покрыло половину”. Ее состояние подобно агонии, сопровождающейся “уже как бы чужим бредом”, воплотившем в себе “окаменелое страданье” сына и “слова последних утешений”. Эта эмоциональная агония земной женщины в части “Распятие” сменяется молчанием матери, Марии, в сторону которой “так никто взглянуть и не посмел”, когда умер Иисус Христос.

Образ земной переходит в образ обожествленный, а это значит, что Ахматова назначение матери превозносила очень высоко.
Такова личная трагедия в поэме. Но Поэт, остро переживая боль всей страны, не ограничивается только этим содержанием. Личное для нее – это всего лишь один пример всеобщего народного страдания.

Об этом она напишет в “Посвящении” и в “Эпилоге”.
Поэма начинается с описания общей трагедии, “горя”, перед которым “гнутся горы”. И здесь голос поэта сливается с голосом народа:
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
“Эпилог” является своеобразным обобщением жизненных трагедий как одного персонажа, так и всех тех, кто переживал вместе с ним. Поэтесса всех их “видит” и “слышит”:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: “Сюда прихожу, как домой!”
Все эти образы неотделимы от образа матери, созданного Ахматовой в основной части поэмы. Всем им она воздвигает памятник, давая согласие на воздвижение в будущем памятника самой себе. Памятник этот, по велению Ахматовой, будет находиться
….Здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Таким образом, трагическая тема в поэме “Реквием” достигает апогея. Ахматовой удалось возвысить личные переживания простой женщины-матери до уровня общественных, “передав несколькими штрихами, от точности которых сжимается сердце”, народную трагедию тех лет. Благодаря этому поэму можно с уверенностью назвать художественно обработанным историческим фактом, который был, есть и будет памятником самой поэтессе, ее эпохе и современникам.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”?