Устный экзамен по литературе: основные положения
Билеты устного экзамена по литературе состоят из двух вопросов по литературе и предложения для разбора по русскому языку. Темы первых вопросов билета даются по русской литературе от «Слова о полку Игореве» до творчества А. П. Чехова. Вторые вопросы билетов включают материал литературы XX века.
Кроме того объема знаний, который необходим для сдачи письменного экзамена по литературе, старшеклассник, абитуриент должен быть знаком с биографией и творческим путем тех писателей, произведения которых включены в экзаменационную программу,
Причем важно представлять себе, какое место занимает литература в ряду других искусств, в разных сферах общественного сознания. Необходимо отчетливо представлять себе, в чем специфика, своеобразие каждого рода литературы (эпос, лирика, драма). Быть знакомым с видами литературных произведений, уметь обосновать принадлежность данного произведения
В круг теоретико-литературных понятий, необходимых для экзамена, входят также: идея, тема произведения, понятие о художественном образе, композиции, конфликте, сюжете (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), юмор, ирония, сатира, гипербола, гротеск. Необходимо быть знакомым со стихотворными тропами (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение). Во всех этих случаях важно не только знать определение того или иного понятия по теории литературы, но уметь привести примеры, найти их в художественном тексте, показать оправданность и смысл литературного приема. Также во время устного экзамена вам может быть предложено проанализировать произведение.
Ниже приведены примеры анализа разных произведений разных авторов.
Анализ лирического стихотворения и выявление позиции поэта Часто большой трудностью оказывается разговор о лирическом произведении. В сочинениях и устных ответах по литературе лирику цитируют, но не обдумывают. Рассуждение о поэтическом своеобразии стихотворения сводится к поискам эпитетов, метафор и сравнений.
Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, позиция поэта суживается до пределов одного стихотворения.
Чтобы избежать этих характерных недостатков в анализе лирического произведения, стоит прежде всего думать о нахождении сквозных, центральных образов стихотворении. Надо искать единства, рассматривать стихотворение как поэтическое целое. Лирика — самый субъективный род литературы.
Открыть настроение произведения, обнаружить «переливы» чувств, найти причины изменчивости эмоций поэта — в этом, пожалуй, состоит один из основных путей в постижении мысли стихотворения. Осмысление поэтических образов, раскрытие художественных средств должно быть подчинено поискам смысла, определению настроения, проявлению течения и чувств в стихе. Лирическое произведение — самостоятельный, но не замкнутый мир. поэтому надо искать выхода за пределы произведения, проверять свое впечатление от одного стихотворения сравнением с другим стихотворением поэта.