Основные темы творчества А. А. Блока

Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы.

Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных переживаний, которые происходили

в его жизни. Сам мастер поэтического слова называет свои стихи “трилогией вочеловечения”.

Первый том – это ожидание Прекрасной Дамы. Первый цикл “Ante lucem” являет собой предчувствие вечной женственности, которая через тьму приведет мир к гармонии. Вообще тема любви в лирике Блока представлена, пожалуй, шире всего. Твердя о картонности женщин, которых он любил, поэт видит в них звезды и нездешние дали.

Недаром второй цикл носит название “Стихи о Прекрасной Даме”.

Прекрасная Дама для него является воплощением вечного идеала красоты, а лирический герой – ее служителем, ожидающим

будущего преображения жизни. Года проходят мимо поэта в этом предчувствии, а неизменная в совершенстве и дивной прелести Прекрасная Дама изменяет свое обличье, являясь то “девой”, то “женой, облеченной в солнце”.

Любовь для поэта – божественное чувство, а значит его возлюбленная – не простая земная девушка, а небесная сущность. Поэтому и звучат в его стихах слова о бессмертии, безграничности, всемогуществе, непостижимой премудрости.

Даже если в лирическом произведении речь идет о сугубо личном, все равно в нем ощущается “единство с миром”. Этот мотив очень важен для понимания творчества Блока.

В третьем цикле “Распутья” стихи приобретают трагическое звучание. Основными мотивами становятся забвенье и сон. Душа лирического героя разрывается между высоким и низким, трагедией и фарсом, в его мир вторгается стихия балагана.

Происходит подготовка к трагическому перелому в жизни и разрушению идеалов.

Вторая книга стихов Блока – это отражение перехода от божественной гармонии к земному хаосу. Балаганчик и “адская свита” приобретают устойчивые черты. Цикл “Город” – показ сосуществования двух реальностей: неземной гармонии и бесчеловечности города Петра. С одной стороны это находящаяся в городе Незнакомка – призрачный идеал, “сокровище”, которое находится в душе поэта.

С другой – “пьяницы с глазами кроликов”, кричащие об истине в вине. Появляется и мотив смерти, постоянное предчувствие остановки жизни и прихода хаоса.

Цикл “Снежная маска” – это олицетворение стихии, вихря, в котором человек лишается своего лица, становящегося маской. Мировой вихрь, появляющийся здесь, затем в полной мере реализует себя в поэме “Двенадцать”.

Возвращение лирического героя к жизни происходит в цикле “Фаина”. Однако реальность – уже не та, что была ранее. В ней удивительно сливаются противоречия, что хорошо видно в стихотворении “Осенняя любовь”.

Так исподволь зреет мысль о несовершенстве мира, который изменить невозможно, а нужно приложить все усилия, чтобы его понять.

Последняя книга стихов Блока – это исследование человеческой души. Название цикла “Страшный мир” и стихов, входящих в него, “Пляски смерти”, “Песнь ада”, “Унижение” говорят само за себя.

Обращается поэт и к теме памяти в цикле “Возмездие”. Забытье напоминает смерть (“О доблестях, о подвигах, о славе…”), однако память – это всегда расплата, которой не избежать (“Шаги командора”).

Цикл “Ямбы” представляет собой символ явления нового мира. Его лирический герой стремится постичь космос, но, придя к убеждению невозможности этого, возвращается к жизни общества. В основе цикла лежит стремление переделать жизнь согласно законам добра и справедливости (“О, я хочу безумно жить “).

Исследование собственного мира и мира своей отчизны через познание чужой страны происходит в цикле “Итальянские стихи”. “Разные стихотворения”, “Арфы и скрипки” – эти циклы стихотворений продолжают исследовать тему памяти, в частности, исторической. А в “Кармен” еще и вплетается тема двоемирия, также характерная для творчества Блока.

Одним из заключительных циклов третьей поэтической книги является “Родина”. У Блока образы женщины и отчизны тесно связаны между собой. Русь для него – это жена, возлюбленная. В ней совмещены европейские и азиатские черты, высокое и будничное начало.

Родина поэта объединяет поэтичность, одухотворенность с нищетой и тоской. Чувство любви к отечеству помогает поэту верить в ее светлое грядущее, в то, что тяготы и препятствия на своем пути она обязательно преодолеет.

В духовном пути Блока-поэта видится путь человека, который жил в переломное, кризисное время. Его лирическая дорога пролегла от прекрасного идеала к постижению вечности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные темы творчества А. А. Блока