“Драматизм положения Лаврецкого”
Бороться за свое счастье Федору Ивановичу Лаврецкому, герою романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”, приходится при таких обстоятельствах, против которых бессилен любой, даже самый незаурядный человек. Лаврецкий вернулся в Россию, расставшись с женой. С нею, как это выяснилось за годы семейной жизни, они были совершенно разные люди: Федор Иванович скромный, добрый и порядочный человек.
Варвара Павловна хитрая, лживая и тщеславная. Она светская женина, любит блистать на модных вечерах, поклонников, шум и веселье. Ее измена потрясла
В России он встречает чистую и умную девушку Лизу Калитину. Федор Иванович полюбил Лизу, а случайно увиденное в газете сообщение о смерти жены дает ему надежду на новое счастье. Лаврецкому неприятно сознавать, что он ждет смерти жены, он и боится верить этому, и подсознательно стремится к свободе и счастью с Лизой. Но Варвара Павловна вернулась из-за границы.
Это было страшным ударом для чувства Лизы и Лаврецкого: рухнули их надежды на счастье. Их совместная жизнь в то время была бы возможна только в гражданском браке, а это бы значило для них нарушение норм общественной
Но социальные предрассудки, не условности морали главное в этой ситуации. Лиза глубоко верующий человек. Возвращение Варвары Павловны она рассматривает как возмездие за свои “преступные надежды”, кару за свой грех любви к женатому человеку.
Она просит Лаврецкого примириться с женой, по-христиански простить ее. Возможно ли это? Лаврецкий чувствует себя настолько чуждым этой лживой и расчетливой женщине, что не в силах даже притвориться, будто он ее простил.
Лиза считает, что в этом его нравственный долг, а счастье зависит не от людей, а от Бога. Понятие счастья заменяется исполнение своего долга “пахать землю”, честно работать, упрочить благосостояние своих крестьян. Но хотя Лаврецкому нечего стыдиться, он не может не сожалеть о потерянном счастье. Лиза уходит в монастырь.
Обстоятельства оказываются сильнее героев, и, хотя герои достойно и с честью выдержали выпавшие на их долю испытания. Для этого им прошлось пожертвовать личным счастьем и любовью.
Для Н. А. Добролюбова, возможно, нравственно-религиозное чувство не значило так много, как для тургеневских героев. Но для людей, исповедующих традиционные христианские взгляды, воспитанных в уважении к религии, выбора между счастьем и долгом в данной ситуации не существовало, и Тургенев уважает позицию своих героев и их достоинство, сочувствуя их несложившейся судьбе.
- “Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается… в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека” (Н. А. Добролюбов) (по роману И. С. Тургенева “Дворянское гнездо) Иван Сергеевич Тургенев освещает в своем романе “Дворянское гнездо” развитие русской интеллигенции. Главный герой, Лаврецкий, находится на распутье между устаревшими порядками общества и новыми, прогрессивными идеями, которые в высшей степени искажены патриархальными традициями. Судьба его – яркое доказательство несостоятельности передовых людей той эпохи. В чем же заключается трагизм поколения Лаврецкого? В судьбе этого героя Тургенев […]...
- Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого Чистое и трогательное чувство Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”, всегда вызывало симпатии и сочувствие читателей. Федор Иванович старше Лизы, он пережил глубокое разочарование в семейной жизни жена всегда была ему чужим человеком, ее волновал успех в свете, поклонники, парижская жизнь. Узнав о ее измене, Федор Иванович вернулся […]...
- Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого Во взаимоотношениях героев романа И. С. Тургенев “Дворянское гнездо” Федора Ивановича Лаврецкого и Лизы Калитиной возвращение его жены Варвары Павловны сыграло трагическую роль. Федор Иванович старше Лизы и пережил глубокое разочарование в семейной жизни. Его жена ценит свой успех в свете, модные вечера, парижскую жизнь, поклонников. Узнав о ее измене, Федор Иванович возвращается в Россию, […]...
- Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”) В романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” параллельно с основной темой – темой русского дворянства и его связи с народом – показана драматическая история любовных отношений Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого. Герои испытывают сильное, настоящее чувство, однако им не суждено быть вместе. Тургенев ведет своих героев дорогой испытаний. Безнадежность Лаврецкого в начале романа сменяется […]...
- Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”) “Дворянское гнездо” – одно из самых замечательных художественных произведений Тургенева. Тонкость в выражении чувств, душевных переживаний героев, лиризм, пронизывающий весь роман, драматичность сцен и необыкновенные поэтические картины природы – все это увлекает читателя. Самым ярким эпизодом, сочетающим в себе и лиризм, и тонкий психологический анализ, и красоту природы, является сцена объяснения Лизы и Лаврецкого (глава […]...
- Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году, когда страна переживала новые времена. Только что умер Николай I, Крымская война окончилась поражением России, от нового царя – Александра II – ожидали реформ. Перед обществом встал вопрос: как жить? И. С. Тургенев как писатель, всегда чутко откликающийся на социальные проблемы, не мог обойти этот вопрос в […]...
- Образ Лизы Калитиной в романе “Дворянское гнездо” Лиза Калитина из романа И. Тургенева “Дворянское Гнездо” на первый взгляд читателя была самая обыкновенная девушка. Она ничем не отличалась от своих сверстников. Но это только поверхностное суждение. Постепенно, читатель, вглядываясь в характер Лизы, понимает, насколько она невинна душой перед Богом. В своем большинстве, о Лизе читатель узнает из характеристик, которые были даны девушке иными […]...
- “Дворянское гнездо” И. С. Тургенева. Характеристика Лаврецкого и Лизы Калитиной Иван Сергеевич Тургенев – величайший русский классик, называли “певцом дворянских гнезд”. Писатель в черновой рукописи пометил, что “Дворянское Гнездо”, задуманное в 1856 году, “вылилось” в роман в 1858 году. Анненков писал: “Тургенев обладал способностью в частых и продолжительных своих переездах обдумывать нити будущих рассказов, так же точно, как создавать сцены и наметь подробности описаний, не […]...
- Образ Лаврецкого как идейного противника Паншина В романе выведен тип новейшего реформатора-чиновника, который предлагает изменить русскую общественную жизнь путем государственного вмешательства, путем внедрения “хороших учреждений”, также заимствованных на Западе. В образе Паншина выражено сатирическое отрицание этого типа, а тем самым и отрицание всех мероприятий реакционной власти по подготовке к реформам “сверху”. Лаврецкий – идейный противник Паншина. Он представляет собой “земские” либерально-реформистские […]...
- Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году и опубликован в первой книжке “Современника” за 1859 год. Это произведение отличается классической простотой и, в то же время, глубокой разработкой характеров. Главный герой романа – Федор Лаврецкий – происходит из старинного дворянского рода. Автор подчеркивает, что предки Лаврецкого были оторваны от родной почвы, не понимали народ […]...
- Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”) В романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” одно из ведущих мест занимает тема русской интеллигенции, ее положения в 30-40 годы Х1Х века. Писатель рассматривает вопросы, связанные с основными путями ее развития. Также Тургенев описывает типичные черты интеллигентов того времени, представленных, прежде всего, в образах Паншина и Лаврецкого. Эти герои занимают в романе противоположные позиции по […]...
- Основные положения клеточной теории Вопрос 1. Кто разработал клеточную теорию? Клеточную теорию сформулировали в середине XIX в. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Они суммировали результаты многих известных к тому времени открытий. Основные теоретические выводы, получившие название клеточной теории, Т. Шванн изложил в своей книге “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений” (1839). Главная […]...
- Как понимают счастье герои романа Тургенева “Дворянское гнездо”? Роман И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” стал для автора утверждением ею системы нравственных ценностей. Ему близка позиция его героя, Федора Ивановича Лаврецкого, человека скромного и честного, доброго, искреннего. Испытав глубокое разочарование в семейной жизни и вернувшись в Россию, чтобы больше не встречаться с женой, Федор Иванович считает, что его дом “пахать землю и стараться как […]...
- Устный экзамен по литературе: основные положения Билеты устного экзамена по литературе состоят из двух вопросов по литературе и предложения для разбора по русскому языку. Темы первых вопросов билета даются по русской литературе от “Слова о полку Игореве” до творчества А. П. Чехова. Вторые вопросы билетов включают материал литературы XX века. Кроме того объема знаний, который необходим для сдачи письменного экзамена по […]...
- Каковы основные положения эстетической программы футуристов? Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века? Существовали две художественные системы – реализм и модернизм, в которых были свои стилевые течения. Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века? В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм. Какие слова и образы были ключевыми в творчестве […]...
- Описание положения женщины во французском обществе в романах Жорж Санд Ставя вопрос о положении женщины во французском обществе, Жорж Санд едва ли не впервые увязывает личную свободу женщины с общей проблемой социального освобождения. Она утверждает, что независимое положение женщина может завоевать лишь тогда, когда общественный строй будет основан на принципах равенства и свободы, когда мужчины наравне с женщинами не будут ощущать социальный гнет в своей […]...
- Драматизм нравственных исканий героев произведений Бондарева Генерал, возглавивший гвардейскую армию, выдержавшую нечеловеческой силы удар танковой громады Манштейна, входит в роман как вполне реальная, остро-индивидуализированная, ни с кого не списанная личность и как своего рода художественное обобщение, как тип, вобравший в себя мужество и силу народа, дающие ему право распоряжаться человеческой жизнью во имя высоких и общих интересов Отечественной войны. По видимости […]...
- Трагедия и драматизм личности в рассказе “Жажда жизни” Читая произведения Джека Лондона, нельзя не отождествлять жизни его героев с личной судьбой выдающегося писателя, который прожил всего сорок лет. Закон равных возможностей американского общества будто полностью сработал на примере творческих успехов Дж. Лондона. Рассмотрев его творчество и ознакомившись с биографией писателя, можно сделать вывод, что за успех мастера пера была уплачена слишком высокая цена. […]...
- Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”? Произведения Ивана Сергеевича Тургенева 50-х годов ХIХ века имели огромное нравственное значение для русского общества. Нужно было сохранить и пронести “душу живу” сквозь долгие годы растлевающего человека “рабского общества”, и не только пронести, но и будить эту душу в других и словом, и стремлением к красоте, истине и добру. Своеобразно решается писателем эта проблема и […]...
- В чем заключается драматизм образа Базарова? В романе ” Отцы и дети ” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника. И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову. С одной стороны, он оценивает героя […]...
- Драматизм приобщения к новой жизни по повести А. П. Платонова “Котлован” В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века – проблема приобщения человека к новой жизни. Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в […]...
- В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В качестве примеров изображения любовного чувства, равного ахматовскому по остроте и драматизму, можно привести шедевры интимной лирики Ф. И. Тютчева (“О, как убийственно мы любим…”), Н. А. Некрасова (“Я не люблю иронии твоей”). Тютчевский “поединок роковой”, некрасовское “кипение мятежной […]...
- Сложность и драматизм пути Нехлюдова и Толстого В биографических повестях Толстого многое намечает будущее и предвещает его. Так, в них уже звучит та весьма характерная для Толстого тема нравственного совершенствования, которая со временем будет играть все более важную роль в его мировоззрении. Интересно, что идею нравственного самосовершенствования в ранних повестях пропагандирует герой по фамилии Нехлюдов. Имя Нехлюдова еще не раз возникнет в […]...
- С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Тема родины – одна из вечных тем поэзии. Однажды на поэтическом вечере Александра Блока попросили почитать “что-нибудь о России”. На это он ответил: “Это все о России”. А. Блок, великий поэт “серебряного века” русской поэзии, чувствовал свою кровную, неразрывную связь с судьбой России. Он […]...
- В чем заключается драматизм любовной лирики М. Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по русскому) Любовной теме в лирике поэтов отводится особенное место. Существует связь между описанными в произведении событиями и событиями, взятыми из жизни автора. Поэт, счастливо проживший свою жизнь, и стихотворения создает светлые. Несчастная любовь обладает способностью к рождению прекрасных, трогательных и невероятно стихотворных строк. М. Ю. Лермонтовым было открыта новая страница в истории написания художественных литературных творений […]...
- Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя В чем заключается драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя-вот проблема, над которой рассуждает Н. В. Горланова. Автор данного текста с болью описывает судьбу советской учительницы Елены Николаевны. Н. В Горланова рассказывает, как безжалостно относились к поистине искренним и умным людям в эпоху застоя, как эту учительницу выжили из элитной школы. И она ушла […]...
- В чем заключается драматизм судьбы Онегина? по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.) А. С. Пушкин создал ярчайшее произведение. Роман “Евгений Онегин” стал отображением русской жизни, и одновременно, повествованием о судьбе уникального персонажа, для русской литературы не совсем обычного. Дворянин Евгений Онегин проживал в Москве. Он стал наследником солидного состояния умершего дяди. Со стороны Пушкина звучит нотка расположения в адрес героя, так как он его называет “добрым приятелем”. […]...
- Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”) Роман И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” отличается простотой сюжета и, в то же время, глубокой разработкой характеров. Автор показывает идейные споры того времени, главными оппонентами в которых являются Лаврецкий и Паншин, Лаврецкий и Михалевич. Но, наряду с этим, в романе получила освещение проблема столкновения любви и долга. Она раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы. Образ […]...
- Тема любви в романе Тургенева “Дворянское гнездо” В романе “Дворянское гнездо” большое место автор уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев […]...
- Представление идеальной тургеневской девушки Роман И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” отличается простотой сюжета и в то же время глубокой разработкой характеров. Автор показывает идейные споры того времени, главными оппонентами в которых являются Лаврецкий и Паншин, Лаврецкий и Михалевич. Но наряду с этим в романе получила освещение проблема столкновения любви и долга. Она раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы. Образ […]...
- Лирика и музыка романа “Дворянское гнездо” Психологизм романа “Дворянское гнездо” огромен и очень своеобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая внимание читателя не на самом процессе переживаний, а на его внутренне же подготовленных результатах: нам ясно, как постепенно возникает в Лизе любовь к Лаврецкому. Тургенев […]...
- Лиза Калитина – характеристика персонажа Произведение: Дворянское гнездо ЛИЗА КАЛИТИНА – героиня романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” (1859). Образ Л. К. удивительный по красоте, силе и художественной выразительности. Эта молодая девушка отличается особой одухотворенной красотой, она тонко чувствует поэзию, музыку, ее натуре свойственна богатая душевная жизнь. Внутренний мир героини формируется под влиянием ее бабушки Марфы Тимофеевны, чьи взгляды можно […]...
- Роль образа Лизы Калитиной в романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” Обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в моменты напряженного поэтического чувства. Тургенев был очень чуток к миру человеческих переживаний, улавливал их тончайшие оттенки. Он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием светлой и облагораживающей любви. Образ Лизы, морально чистой, поэтически настроенной […]...
- Основные образы в романе Тургенева “Дворянское гнездо” “Дворянское гнездо” (1858) было восторженно встречено читателями. Всеобщий успех объясняется драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, поэтичностью нового произведения писателя. Дворянское гнездо воспринималось как определенное социально-культурное явление, предопределившее характер, психологию, поступки героев романа, в конечном счете – их судьбы. Тургеневу были близки и понятны герои, вышедшие из дворянских гнезд; он относится к ним и изображает их […]...
- Светлая поэзия “Дворянского гнезда “Дворянское гнездо” – одно из самых замечательных художественных созданий Тургенева. В этом романе очень сжатая композиция, действие протекает в краткие сроки – немногим более двух месяцев, – при большой композиционной строгости и стройности. Каждая сюжетная линия романа уходит в далекое прошлое и вычерчивается весьма последовательно. Действие в “Дворянском гнезде” развивается медленно, как бы соответствуя медленному […]...
- Краткое содержание “Краткое содержание Бедная Лиза” Карамзин Лиза (бедная Лиза) – главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью – “чувствительной, […]...
- Характеристика героя Лиза, Горе от ума, Грибоедов Лиза В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, Лиза играет второстепенную, но очень важную роль. Лиза – веселая, молодая служанка, которая живет и работает в доме Фамусова. Она типичная субретка, которая помогает своей хозяйке Софье в любовных делах. Можно сказать, что Лиза умна и очень сообразительна. Она легко и виртуозно выкручивается перед Фамусовым, […]...
- Характеристики образа Лизы Калитиной На первый взгляд Лиза Калитина – обычная провинциальная барышня, ежедневно музицирующая на пианино, во всем подчиняющаяся своей матушке. Вероятно, Лизу ждала хорошая партия, завидный жених и она прожила бы свою жизнь, как и многие ее современницы. Но на самом деле это была девушка особенная, не похожая на других. Сам автор особо выделяет ее из всех […]...
- О романе “Дворянское гнездо” И. С. Тургенева Этот роман был восторженно встречен читателями. Всеобщий успех объясняется драматичностью сюжета, остротой нравственной проблематики, поэтичностью нового произведения. “Дворянское гнездо” воспринималось как социально-культурное явление, предопределившее характер, психологию, поступки героев романа, в конечном счете – их судьбы. Тургеневу были близки и понятны герои, вышедшие из “дворянских гнезд”; он относится к ним и изображает их с трогательным участием. […]...
- “Дворянское гнездо”, анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева Первое упоминание о романе “Дворянское гнездо” встречается в письме И. С. Тургенева к издателю И. И. Панаеву в октябре 1856 года. Иван Сергеевич планировал окончить произведение к концу года, но свой замысел не осуществил. Всю зиму писатель тяжело болел, а затем уничтожил первые наброски и стал придумывать новый сюжет. Возможно, итоговый текст романа существенно отличается […]...