Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”

Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году и опубликован в первой книжке “Современника” за 1859 год. Это произведение отличается классической простотой и, в то же время, глубокой разработкой характеров.
Главный герой романа – Федор Лаврецкий – происходит из старинного дворянского рода. Автор подчеркивает, что предки Лаврецкого были оторваны от родной почвы, не понимали народ и не стремились узнать его законы и интересы. Они старались постигнуть высокую культуру, общаясь с представителями заграничной аристократии.

Но

все теории, которые Лаврецкие вычитывали и усваивали из книг западных философов и общественных деятелей, были неприемлемы к русской крепостнической действительности.
Типичным “цивилизованным” барином был отец Федора Лаврецкого Иван Петрович. Он хотел видеть в своем ребенке “сына натуры”. Сторонник спартанского воспитания, Иван Петрович приказывал будить мальчика в четыре часа утра, обливать его холодной водой. Кроме того, он велел сыну есть один раз в день, много ездить верхом.

В угоду принятым обычаям Иван Петрович заставлял

Федора одеваться по-шотландски, штудировать Руссо, международное право и математику, а для поддержания рыцарских чувств – изучать геральдику.
Такое уродливое воспитание могло духовно искалечить юношу, однако этого не произошло. Вдумчивый, трезво и практически мыслящий, восприимчивый ко всему естественному, Федор быстро почувствовал вред разрыва между подлинной жизнью, от которой его искусственно отторгали, и книжной философией. В отличие от своего современника Рудина, Лаврецкий “требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею”.

В спорах с Паншиным этот герой выдвигает “народный” вопрос на первый план. Описывая самостоятельность развития России и призывая познавать и любить родную землю, Лаврецкий резко критикует крайности западнических теорий Паншина.
Уже мальчиком Федор Иванович почувствовал одиночество в поместном дворянском кругу. Дедушка считал его дурачком, а тетка – “настоящим мужиком”. Плебейское происхождение с самого детства выделяло Лаврецкого из дворянской среды и объясняло, по мысли писателя, духовное богатство личности героя.

Недаром Михалевич заметил по этому поводу: “Лучше благодари бога, что в твоих жилах течет честная плебейская кровь”.
Женитьба на Варваре Павловне явилась той безобразной ошибкой, которую герой совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, обернувшегося пошлостью и позором, он пожертвовал и университетскими занятиями, и светлой мечтой о полезной деятельности, и возможностью жить на родине. Любовь к Лизе стала возможной только для духовно созревшего Лаврецкого.
Биографическое отступление о предках героя имеет огромное значение для раскрытия его характера. Свою близость к родине Федор Лаврецкий ощутил в заграничных скитаниях с Варварой Павловной. Он страдал там: его “жизнь подчас становилась тяжела, потому что пуста”.

Лаврецкий чувствует и думает в масштабах целой России, сосредоточенно размышляет над проблемами национального развития.
Возвратившись из-за границы после разрыва с женой, Лаврецкий утратил было веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно возвращает его былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах, Лаврецкий просто желает девушке счастья. Умудренный своим печальным жизненным опытом, герой внушает ей, что любовь превыше всего, что жизнь без счастья становится серой, пустой, невыносимой.

Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него эта возможность уже утрачена. Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и видя, что их взаимопонимание растет с каждым днем, Лаврецкий начинает мечтать о возможности счастья и для самого себя. Внезапное известие о смерти Варвары Павловны всколыхнуло его скрытые надежды на возможность перемены жизни, на любовь с Лизой.
Но блеснувшая надежда была призрачной. Известие о смерти жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии Лаврецкого.

Приезд жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или выполненный долг по отношению к жене и ребенку.
Выбор Лаврецкого благороден, но печален. Несмотря на то, что превыше всего он ставит любовь, выбирает герой семейный долг, обрекая себя на несчастливую жизнь.
Жизненная и внутренняя история Лаврецкого дается в романе с точки зрения противопоставления счастья и долга как взаимоисключающих сил. В противовес Лизе Лаврецкий имел сильную потребность в самоутверждении. Долгие годы он томился жаждой личного счастья.

Семейная драма опустошила героя. И только русская природа способствовала его возрождению.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Лаврецкого в романе И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”