“Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается… в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека” (Н. А. Добролюбов) (по роману И. С. Тургенева “Дворянское гнездо)
Иван Сергеевич Тургенев освещает в своем романе “Дворянское гнездо” развитие русской интеллигенции. Главный герой, Лаврецкий, находится на распутье между устаревшими порядками общества и новыми, прогрессивными идеями, которые в высшей степени искажены патриархальными традициями. Судьба его – яркое доказательство несостоятельности передовых людей той эпохи.
В чем же заключается трагизм поколения Лаврецкого?
В судьбе этого героя Тургенев показывает духовную драму “лишних людей”, которые появились в среде дворянской
Их сознание закостенело на определенном этапе, поэтому и нововведения воспринимаются негативно.
Тургенев правдиво показывает, как вековая зависимость крепостного крестьянства от власти и самодурства его господ развила в них терпение, смирение и почти фанатичную покорность. Мог ли Лаврецкий изменить то, что складывалось веками? “Дворянское гнездо”
Почему же Лаврецкий не смог воплотить свои идеи в жизнь, несмотря на их “правильность”? Проницательному Тургеневу было видно, что его главному герою грозит болезнь дворянской интеллигенции. То, что Гончаров точно и удачно определил словом “обломовщина”.
Но Лаврецкий хотя бы пытается как-то претворить свои мечты в жизнь: применяет свои мысли на практике, создает семью.
Семья… Безусловно, это самое важное, что есть у человека. Истинную ценность семейного счастья знал и Лаврецкий.
Почему же он не стал счастливым? Здесь снова герой сталкивается с правилами “застоявшегося” общества. Его жена изменяет ему, делает из него посмешище, а он даже не может с ней развестись.
Почему? Да потому, что девушка, которую любит Лаврецкий – чистое и невинное создание, для нее само слово “развод” – грех, несущий в себе жестокую кару. Вот он, отрицательный отпечаток фанатичной религиозности! Да, высокая нравственность необходима обществу, которое погрязло в грехе.
Но все хорошее хорошо в меру. Как объяснить девушке, которая еще только начинает жить, что любовь не может быть грехом, причем такая, как у Лаврецкого и Лизы? Как преодолеть этот барьер?
Лаврецкий всю жизнь живет и сокрушается, но ничего не может поделать. Да и как тут не сокрушаться?
Лаврецкий, полный надежд и высоких стремлений юноша, мечтает о лучшей жизни не только для себя, но и для всей России. Но что от этого осталось после “столкновения с понятиями и правилами” общества? Все радужные мечты и надежды разбились о крепкую стену общественной закостенелости. Виноват ли в этом Лаврецкий?
Ведь многие крестьяне обвиняли его в “пустословии”, бездействии. Разве можно было протестовать, бороться в той исторической обстановке, которая, как паутина, обвила все стороны жизни людей? И люди мыслящие вынуждены были либо смирится с окружающей действительностью, либо умереть.
Другого положительному герою Тургенева было не дано.
Нравственный смысл романа заключается в утверждении прекрасного в человеке, в возвышении твердости духа и характера перед лицом больших испытаний в жизни. Лиза могла еще бороться – она молода и полна жизни, мир ее идеален. Лаврецкий же человек, на долю которого выпало много испытаний: трудное детство и юность, разочарования в семейной жизни, непонимание обществом…
Откуда герою было взять сил для новой борьбы?…
Прав был Н. А. Добролюбов, говоря: “Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается… в столкновении с теми поколениями и правами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека…” Драма Лаврецкого – это драма всей России.