Зачем нам нужен экзамен?

В период подготовки к форуму словесников, прошедшему в начале ноября в Москве, стало ясно, насколько же остра проблема выпускного экзамена по литературе. Нашу редакцию захлестнули письма в защиту той или иной формы экзамена, рецензии на новую версию ЕГЭ, призывы сохранить обязательный статус экзамена. Мы не только публикуем – в частности, в этом номере – часть пришедших к нам писем, но и передаем их в соответствующие инстанции, прежде всего в Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), непосредственно занимающийся выпускными

экзаменами.

В эти дни часто приходится отвечать на вопрос: “Зачем вам нужен обязательный экзамен по литературе? Может быть, стоит как раз отменить его, чтобы Дети с учителями бескорыстно читали и обсуждали на уроках книги и спорили о высоком?” Большинство учителей, знающих реальную ситуацию в школе, говорят: это самообман. Для того чтобы состоялся урок литературы, требуется знание текста.

А тексты бывают большие. И читать их не всегда легко. Еще и потому, что процесс настоящего чтения – очень сложный и многоаспектный, он требует

вживания и размышления.

Для урока литературы нужна серьезная предварительная работа. Без прочитанной (или читаемой) книги он невозможен. А перспектива экзамена стимулирует. Она позволяет учителю – нет, вовсе не размахивать кнутом, – но все-таки мотивировать труд читателя-ребенка.

А самому ученику помогает организовывать этот труд, находить для него время, помещать его в иерархии своих занятий на достойное место.

А еще экзамен позволяет в течение продолжительного времени подготовки к нему формировать какой-то нужный навык. Литература дает почву для массы таких навыков. И самый важный из них связан с проблемой Понимания Другого, стоящего за текстом.

И с необходимостью это свое Понимание выражать – так, чтобы оно тоже было Доступно Пониманию. Вот этим стоит заниматься для жизни. Экзамен лишь поможет сделать эти занятия ритмичными и замотивированными.

Школьные Сочинения, превратившиеся в массовом варианте в списывание, при осмысленном подходе и адекватной организации процесса учат школьника связно и аргументированно сообщать о понимании им сложно построенного текста. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы помочь подростку состояться в слове. Для этого я должен придумывать темы, которые “цепляли” бы, над которыми хотелось бы думать.

При таком подходе из тупой принудиловки сочинение превращается во что-то другое, что вынашивается, что мучит и жжет, но что становится чуть ли не свидетельством существования личности, что ученик предъявляет как “Аз есмь”.

Мне и ученику для этого нужен экзамен – он сообщает всей цепи наших встреч-уроков “напряжение” необходимого вольтажа, без которого ничего не произойдет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Зачем нам нужен экзамен?