Основные темы творчества А. Ахматовой
Анна Ахматова – знаковое имя поэзии первой половины минувшего столетия. Ее жизнь пришлась на сложную эпоху социальных потрясений в виде двух мировых войн и революций, коренной ломки жизненных устоев и мировоззрения людей. Вместе с русским народом Анна Андреевна пережила массовые репрессии тридцатых годов, страшное военное лихолетье.
Все это наложило свой отпечаток на художественный мир поэта (Ахматова ненавидела слово “поэтесса” и никогда так себя не называла), повлияв и на тематику, и на эстетику, и на философию написанных стихов.
Первые книги Анны Андреевны под названиями “Вечер”, “Четки” наполнены практически целиком любовной темой. Причем, каждое из стихотворений является как бы частью лирического романа-миниатюры, в написании которого Ахматова достигла высочайшего мастерства. Это уже не романтический лепет, а воссоздание пережитых надежд и разочарований, желаний и страстей. Сердце ее лирической героини “рвется от любви на части”.
Но при этом она понимает, что ничего чувственно – вечного в этом мире нет. Поэтому-то
Героиня поэзии Ахматовой разная. Она любима и отвергнута, неприступна и холодна, томна и страстна. Это не определенная личность, а собирательный образ любящей и страдающей женщины.
Таким светом любви озарен первый период творчества мастера.
Третий сборник поэта “Белая стая” являет собой переход к новым образам и ко второму этапу творческой жизни. Ахматова выходит за границы личных переживаний. В ее стихах появляются “крики журавлей”, “влажный весенний плющ”, жницы, работающие в поле, “липы шумные и вязы”, слегка моросящий дождик, иначе говоря, жизненные реалии.
А вместе с ними приходит ощущение “сладостной земли”, зовущейся родиной. Это становится началом гражданской темы в творчестве мастера.
Лирика поэта приобретает философскую глубину, отражая более сильную сопричастность автора к тому, что происходит вокруг. С этим тесно связывается тема высокого предназначения поэзии и роли поэта в мире, которому кроме дара песнопения дана по “велению небес” тяжелая крестная ноша. Мастер художественного слова должен нести ее достойно, будучи всегда в центре даже самых трагических событий.
Третий период творчества Ахматовой характеризуется слиянием лирического и гражданского начал. Его можно назвать этапом обретения “духовного зрения” высшей пробы. Ярчайшим примером этого является поэма “Реквием”, в котором женщина-поэт разделяет судьбу многомиллионного народа.
Уже с первых строк там говорится не только о личном несчастье, но и о горе всего многострадального народа. Недаром некоторые части поэмы по своему построению напоминают народный плач. Стихотворение “Распятие” объединяет судьбы Сына Божьего с земным сыном реальной женщины. Так возникает параллель между восхождением на Голгофу и муками в советских застенках.
И, наконец, в эпилоге завершающим аккордом звучит желание молиться обо “всех, кто там стоял со мною”.
Уникальным явлением стало творчество Ахматовой для всей мировой литературы. Оно соединило воедино эпический размах и проникновенный лиризм, приобретя эмоциональную убедительность, прославившее имя поэта в веках.