Урок с ИЗО для 1 класса по теме «Русская изба»
Максимова Маргарита Вячеславовна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 3» г. Великий Новгород
E-mail: margareth71@mail. ru
Предмет: Изобразительное искусство
1 класс
Тема урока: «Русская изба»
Цель: Активизация познавательного процесса младших школьников через интерактивные формы и методы обучения.
Задачи:: 1) обобщить знания о русской избе, учить наблюдать красоту вещей, созданных русским человеком, создать многофигурный коллективный проект, самостоятельно его реализовать.
2) развивать умение строить
3) воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, любовь к родному краю.
Тип урока: урок-презентация
Методы обучения: интерактивные групповые формы и методы обучения, деятельностный метод обучения, метод стимулирования и поощрения.
Ход урока:
Организационный момент, приветствие детей и гостей.
Игра: «Займи свое место»
Подготовка: расставить парты для групповой работы таким образом, чтобы в центре кабинета получилось свободное пространство.
Проведение: Дети встают в круг. Им даются
Те дети, у кого сегодня заплетены косички,
У кого сегодня белая блузка
У кого сегодня на обуви шнурки и т. п
После нескольких замен детей просят рассчитаться на первый, второй, третий. Все первые номера — это группа №1, все вторые номера №2, все третьи №3. Дети рассаживаются по группам.
Эмоциональный настрой учащихся (Слайд 2)
Сообщение темы урока:
— Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения новгородского поэта Василия Соколова, который написал его о маленьком уголке нашей родины — новгородском музее деревянного зодчества под открытым небом Витославлицы.
(дети читают наизусть стихи).
Который раз иду сюда —
На приозерный полуостров,
Где обитает красота,
Где все и просто, и непросто…
Стою, прижав щеку к стене,
Ладонью заслоняясь от солнца,
И смотрят прямо в душу мне
Четыре маленьких оконца.
Спят уж в могилах мастера,
Оставив нам на удивленье
Часовню, домик в два окна —
Искусство с жизнью единенье….
-(слайд №3). Рассмотрите слайд. Как вы думаете, где здесь часовня?
— Что такое часовня? ( Часовня это небольшая церковь.)
— Последнее четверостишье я хочу сделать эпиграфом сегодняшнего урока (слайд №4)
3.Объяснение нового материала:
Закройте глаза, и представьте, что мы с вами в Витославлицах.
— Стоит в музее деревянного зодчества изба крестьянина Шкипарева из деревни Частова (ХIХ в). Нет уж в живых ни хозяина — умельца, ни его детей. А мы приезжаем, смотрим на избу и восхищаемся красотой. (Слайд №5).
— Как вы думаете, для кого крестьянин украшал избу?
— Какое слово в последней строчке эпиграфа урока будет главным? (Дети называют ключевое слово НАМ)
— Как вы считаете, если мы не будем интересоваться тем, как жили раньше русские люди, что произойдет?
4. Путешествие с мальчиком Онфимом.
Для справки: Онфим — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Рисунки Онфима — одни из древнейших детских рисунков. Онфим стал символом Великого Новгорода — одного из самых просвещенных городов Древней Руси.
— Рассмотрите, как называются украшения на избе крестьянина. (Слайд №6)
— Подумайте в парах, почему они так называются
Полотенце — похоже по форме на вышитое полотенце,
Оплечнина — на плечах дома,
Наличник — на лице дома.
Вывод учеников: Дом как человек.
Интерактивная экскурсия с мальчиком Онфимом (слайды 7 — 16)
— Задайте друг другу вопросы по теме «Русская изба».
/Возможные вопросы учащихся
— Как называется угол с иконами в доме? (красный угол)
— Может ли быть конь на крыше? (да, это конек)
— Почему в избах новгородцев так высоко располагаются окна? (частые наводнения заливали низкие окна)./
5. «Творческая мастерская»
— Вспомните, как строили дома в деревне? (всем миром).
— Объясните значение этого выражения (не ругались, уважали друг друга, помогали друг другу).
— А хотите сделать новую улицу для мальчика Онфима?
В какой форме будем работать? (всем миром, вместе)
Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы сделать эту работу? (распределить обязанности)
— Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе.
Проведение: на столах учащихся заранее приготовить клей, ножницы, альбомный лист, кисточки, акварель. Дети используют приготовленный материал: свои работы, пословицы о родине. Они приклеивают их на альбомный лист, дорисовывают недостающие детали, дают название своей улице, работают над дополнительным заданием на листке.
1 этап. Распределение обязанностей в группе (кто вырезает, кто приклеивает, кто рисует общий фон, кто отвечает на вопросы и т. п.)
2 этап. Обсуждение проекта, выбор лучших идей для реализации.
3 этап. Выполнение работы.
4 этап. Презентация каждой группы.
6. Подведение итогов урока — круг «От сердца к сердцу»
— Давайте подведем итог нашего занятия. Сегодня мы учились работать вместе. Я вас попрошу похвалить членов своей группы за хорошую работу и сказать им добрые слова.
Молодцы! (Слайд №19).
Эмоциональный настрой учащихся
Мобилизующий этап
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).
IV. АМ «Ковер дружбы»
Цель: выработать определенные рецепты эффективной учебной деятельности; развить способности к самообучению, повысить учебную мотивацию.
Проведение:
Время: 5 минут
Сегодня мы будем делать новую улицу в деревне Витославлицы.
В какой форме будем работать? (всем миром, вместе)
Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы сделать эту работу? (распределить обязанности)
Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе и у нас получится ковер дружбы.
V. Реализация построенного проекта.
АМ «Творческая мастерская»
Цель: научится дружно работать в группе, создавать и презентовать свой проект, прислушиваться к мнению товарищей, коллектива, создать уникальную работу из собранных вместе материалов (создать свою улицу).
Проведение: на столах учащихся заранее приготовить клей, ножницы, альбомный лист, кисточки, акварель. Дети используют приготовленный материал: свои работы, сделанные на уроке ИЗО, пословицы о родине. Они приклеивают их на альбомный лист, дорисовывают недостающие детали, дают название своей улице, работают над дополнительным заданием на листке.
Время: 15 минут
— Повторим знания о перспективе, используя работы, выполненные вами на компьютере в программе Pаint (большие предметы, стоящие далеко, кажутся маленькими) (слайд №8).
— Попробуйте дать название своей новой улице.
Презентация своей улицы.
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: оценить результаты своей деятельности
Проведение:
Время: 3 минуты
Какую работу мы сегодня сделали? (новую улицу новгородского музея Витославлицы)
Кто хочет похвалить своего товарища за помощь? (дети хвалят не просто человека, а конкретные дела)
А я хочу похвалить вас всех. Молодцы.
Решение заданий творческого уровня
IX. Выполнение теста на компьютере.
Цель: применение изученных знаний при решении заданий творческого уровня
Проведение: на ноутбуках дети выполняют тест.
Время: 5 минут
Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
Дополнительная необходимая информация
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Урок проводится с использованием мультимедиа (презентации). На слайдах изображены фотографии изб, позволяют сделать урок наглядным и интересным.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
<
p>
<
p>