Урок для 6 класса по теме: “Устное и прикладное творчество нанайского народа” – скачать бесплатно



1) Номоконова Лидия Михайловна

2) учитель профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело

3) Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14”

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14”

Разработка интегрированного урока для коррекционной школы 8 вида, объединяющего трудовое обучение (швейное дело) и чтение, по теме “Устное и прикладное творчество нанайского народа” 6 класс включает конспект урока и презентацию. Урок может быть полезен тем, кто хочет погрузиться вместе с детьми в волшебный мир устного и прикладного творчества нанайского народа.

Интегрированный урок.

Чтение и профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 6 класс.

“Устное и прикладное творчество нанайского народа”

Разработала:

Учитель

профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело Номоконова Лидия Михайловна

Цель и задачи:

Расширить знания об устном и прикладном творчестве нанайского народа.

1. Знакомить с одним из жанров устного народного творчества – сказкой; значением нанайских узоров и орнаментов.

2. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности), памяти, внимания, мышления, развивать умение анализировать, выделять главное, выполнять операции на соотнесение, расширять кругозор.

3. Воспитывать уважение к культурным традициям нанайского народа.

Предварительная работа:

– Посещение краеведческого музея;

– самостоятельное чтение учащимися нанайских сказок;

– зарисовка учащимися эскиза фартука для изготовления;

– пошив фартуков;

– вырезывание элементов орнамента на фартук;

– изучение способов соединения аппликации с изделием;

– обработка кармана и отделка аппликацией.

Оснащение урока:

– Нанайская одежда, ковры, обувь.

– Орнаменты и узоры нанайцев.

– Эскизы работ на листах А3.

– Компьютер, интерактивная доска, презентация.

– Смайлики для рефлексии.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

Приветствие.

– Сейчас по расписанию – урок трудового обучения, но проведем мы его сегодня вдвоем – это для вас необычно.

2. Сообщение темы и цели урока.

(слайд1)

(слайд с анимацией)

– Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему наших уроков. Для этого посмотрите внимательно вокруг.

-Что вы видите на стенде? (халаты, коврик, узоры…)

– Какому народу принадлежит все то, что вы назвали? (Все это принадлежит нанайцам)

– Как вы это определили? (Все, что мы видим на стенде украшено нанайскими узорами).

(На экране слово узоры)

– Что лежит на моем столе? (книги)

– Некоторые из этих книг вы уже читали. Как можно одним словом назвать то, о чем написано в этих книгах? (Это сказки)

(На экране к слову узоры добавить слово сказки)

– Попробуйте назвать тему урока.

(Слайд: Устное и прикладное творчество нанайского народа).

Целью нашего урока является: познакомиться с одним из жанров устного народного творчества – сказкой, и научиться украшать швейное изделие нанайскими узорами.

3. Вводная беседа.

(слайд “явления природы”)

– С давних пор нанайцы поклонялись природе. Пытались объяснить для себя природные явления. Свои представления о том, почему гремит гром, течет могучая река Амур, светит солнце – отражали в сказках и узорах.

(слайд “Нанайские халаты”)

Узоры на халатах нанайцев можно изучать как увлекательную книгу. Здесь старинные легенды о происхождении нанайских родов или о трех солнцах, опалявших землю, и храбром Кадо, который спас все живое от гибели. Здесь бежит вдаль Амур, который нанайцы звали Черный дракон, шумит на ветру Древо жизни, – главный символ северных народов. Все это можно “прочитать”, если знаешь язык узоров.

Дракон у нанайцев являлся почитаемым существом, чешуя дракона на халате – оберег от злых духов, болезней, несчастий; рыбы – символ семейного благополучия.

– Девочки, мы с вами выполняли эскизы фартуков, которые уже изготовили, прочитайте их с точки зрения нанайского орнамента.

(Учащиеся рассказывают о том, что изобразили на фартуках).

-Нам с вами представилась возможность прочитать нанайский узор. Один мастер оставил изображение на коробе из бересты. Кто мне подскажет, что такое береста?

(На бересте изображение узора)

– Угадайте, о чем хотел рассказать нанайский мастер.

(Варианты ответов)

(На берег великой реки, когда солнце поднимается высоко в небо, на водопой выходит могучий олень, и его рога закрывают солнце).

– Скажите, а чей рассказ об увиденном больше похож на сказку? Ваш или старого мастера? Почему?

(Приукрашен: великая река, рога закрывают солнце)

– А какие нанайские сказки вы уже читали?

“Как медведь с бурундуком дружить перестали”, “Мэргэн и его друзья”, “Пудин и лягушка”.

(Слайд “Нанайские сказки”)

Физкультминутка.

Движения: деревья качаются на ветру, трава тянется к солнцу, птица летит,

Листья дрожат от ветра.

4. Ознакомление со сказкой.

1. Словарная работа.

(Слайд)

– В тексте вам встретятся мало знакомые слова: ровдуга, очаг, мялка.

Показ наперстка из ровдуги (грубой кожи), изображение очага в нанайском доме, изображение мялки.

(Слайд “Айога”)

2. Чтение сказки учителем.

3.

Чтение сказки учащимися.

– У вас на столах книги со сказкой “Айога”, откройте книги. Читаем по цепочке по одному предложению.

Айога. Жил в роду Самаров один нанаец Ла. Была у него дочка по имени Айога.

Все ее любили и говорили, что красивее ее никого нет ни в одном стойбище. Загордилась Айога. Стала часто
Любоваться собою. Глядит на себя – не наглядится. То в медный таз начищенный
Смотрится, то своим отражением в воде любуется.
Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
– Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
– Я могу в воду упасть.
– А ты за куст держись,- говорит ей мать.
– Руки поцарапаю.
– Рукавицы надень.
– Изорвутся,-говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая
Она красивая.
– Разорвутся, так зашей рукавицы иголкой.
– Иголка сломается…
– Возьми толстую иголку.
– Палец уколю.
– Наперсток возьми из крепкой ровдуги.
– Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
– Давайте я за водой схожу!
Пошла и принесла воды. Замесила мать тесто, сделала лепешки. Испекла их
На раскаленном очаге.
Увидела Айога лепешки и кричит:
– Дай мне лепешку, Мама!
-Горячая она, руки обожжешь,-отвечает мать.
– Рукавицы надену.
– Рукавицы мокрые.
– Я их на солнце высушу.
– Покоробятся.
– Я их мялкой разомну.
– Руки заболят,- отвечает мать.- Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту
Свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не
Жалеет…
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на свое
Отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепешку жует.
Потекли слюнки у Айоги. Стала она на девочку поглядывать. Шея у нее и
Вытянулась – стала длинная-длинная.
Говорит девочка Айоге:
– Возьми лепешку, мне не жалко! Разозлилась тут Айога. Побелела вся от
Злости, зашипела, пальцы растопырила, замахала руками – и руки в крылья
Превратились.
– Не надо мне ничего-го-го!..- кричит. Не удержалась Айога на берегу.
Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
– Ах, какая я красивая! Го-го-го… Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только
Имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей
Завидит, кричит:
-Айо-га-га-га-га!.. Айо-га-га-га!..

2. Анализ сказки.

Почему сказка так называется? (Сказка про девочку, которую звали – Айога).

Какая была Айога? (Девочка была очень красивая, но ленивая и гордая; злая и невоспитанная.)

О чем попросила мать Айогу?

Что ответила Айога матери?

Кто помог матери принести воды?

Что вы можете сказать о соседской девочке?

Что произошло с Айога? (Она от злости обратилась в гуся. Айога разучилась разговаривать по – нанайски. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем – нибудь ее, красавицу, не спутали, только людей завидит и кричит: Айо-га-га-га!)

Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других).

3. Игра “Скажи наоборот” (определить характер персонажей). С мячом. (слайд)

Добрая – злая

Обыкновенная – красивая

Трудолюбивая – ленивая

Щедрая – жадная

Отзывчивая – равнодушная

Прочитайте слова из левого столбика. Кому можно дать такую характеристику?

Прочитайте слова из правого столбика. Кому можно дать такую характеристику?

Какое слово из правого столбика вам не нравится в характеристике соседской девочки? (обыкновенная) Каким словом можно заменить?

4. Чтение сказки по ролям

5. Подобрать пословицу.

(На слайде пословицы).

– Вы знаете много пословиц и поговорок. Какая из них подошла бы к этой сказке?

Прочитайте пословицы. “Жизнь дана на добрые дела”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; “Всякий человек в деле познается.”; “Маленькое дело лучше большого безделья”; “Труд кормит, а лень портит” …

Да, каждому человеку жизнь дана на добрые дела. Всем нравятся красивые люди и лицом и душой.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодня на уроке вы познакомились с нанайской сказкой “Айога”.

– Что понравилось на уроке?

– Что у вас особенно хорошо получилось?

– Оцените свою работу. Почему поставили себе эту оценку?

– Сколько вы поставите за урок нам?

Выставление оценок за урок.

2 урок.

Научить выполнять отделку швейного изделия плоскостной аппликацией из ткани.

1. Знакомить с различными способами крепления деталей аппликации на швейном изделии.

2. Развивать умения в составлении узоров для украшения швейных изделий;

Развивать мелкие мышцы рук, мышление, память, речь учащихся, творческие способности, глазомер, воображение.

3. Воспитывать эстетический вкус

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Девочки, на первом уроке вы познакомились со сказкой “Айога”. Как вы считаете, если бы Айога трудилась и помогала матери, какой был бы конец сказки?

(Варианты).

– Скажите, а какое изделие мы с вами изготавливали? (Фартук)

– Для чего необходим фартук?

– Опишите ваши фартуки. (Фартук без нагрудника, углы нижней части закруглены, нижняя часть обработана двойной косой обтачкой).

– Чем похожи ваши фартуки? (нижняя часть прямоугольной формы, одинаковый цвет нижней части, форма и цвет кармана)

– Чем ваши фартуки отличаются? (цвет обтачки, разная отделка)

– Ваши изделия уже закончены? (Закончены)

– Чего не хватает на изделии? (Отделки)

– Какой вид отделки вы выбрали для своих фартуков? (аппликация)

– Вы уже начали отделывать карман. Скажите, крепление деталей аппликации на нижней части будет таким же?

– Девочки, я предлагаю вам украсить фартуки и подарить их тем, кто хочет и любит трудиться. Нанайские женщины фартуки не носили. Национальной одеждой является халат. Халаты были нарядные, для работы в доме, свадебные.

Каждая невеста на свадьбу должна была сшить 5 халатов. Украшали их аппликацией из рыбьей кожи, бисером, разноцветными нитками. Но я предлагаю выполнить отделку ваших фартуков нанайскими узорами, и подарить Айоге.

3. Практическая работа.

Вводный инструктаж.

– Что вы уже сделали на предыдущих уроках? (вырезали элементы орнамента, пришили на карман).

– Почему отделку кармана выполнили в первую очередь?

– Сейчас вам нужно разложить детали на нижней части фартука, приметать и пришить. Пришить детали аппликации можно двумя способами: на швейной машине швом “зиг-заг”, и ручным способом: ручными стежками нитками, бисером.

– Какой способ выбираете вы?

Называют способы крепления аппликации (нитками, бисером, пайетками).

Гимнастика для глаз и мелкой мускулатуры пальцев рук.

– Прежде, чем начать работу, вспомним правила техники безопасности с ножницами и иглой.

На стол кладем мы ножницы кольцами к себе.
Передаем мы ножницы кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их раскрытыми – может быть беда. Давайте, повторим все вместе:
Хранить иголки в определенном месте.
На стол иголки не бросать,
А острые предметы в игольницы втыкать!

Текущий инструктаж по мере необходимости индивидуально, исправление ошибок.

Индивидуальная работа. Двум ученицам предложено вместо фартука изготовить игольницу с нанайским узором.

Заключительный инструктаж.

Выставка. Вывешивание фартуков на доску. Анализ работ.

Критерии:

– аккуратность вырезывания;

– размещение на фартуке;

– аккуратность приметывания;

– скорость работы.

4. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Выставление оценок. Самооценка.

Выставление оценок друг другу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок для 6 класса по теме: “Устное и прикладное творчество нанайского народа” – скачать бесплатно