Урок информатики для 5 класса “Фронтальная, индивидуальная, практическая работа за компьютером”
Урок информатики для 5 класса “Фронтальная, индивидуальная, практическая работа за компьютером”
Представлен урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения. Опыт применения технологии модерации АМО на практике позволяет уверенно говорить о высокой эффективности образовательного процесса. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся,
Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. На этапе изучения нового материала предлагается АМО “Научный эксперимент”,
Навык самостоятельной работы формируется на этапе проработки темы. Фронтальная работа на всех этапах урока, а так же при работе на компьютере (ели ученики работают в парах) формируют навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Описание урока:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока: Создание условий для формирования понятия “таблица”, сформирование у учащихся представления о таблицах как удобной форме структурированной текстовой информации, умений пользоваться таблицами, представлять информацию в виде таблицы, использовать таблицы при решении задач.
Задачи урока:
Обучающая: Повторение раннее изученного материала; изучение новых понятий; закрепление с учащимися достоинства табличной формы представления информации по сравнению с текстовой; стимулирование интереса к теме; решение логических задач посредством таблиц.
Развивающая: Развитие логического мышления, памяти, внимательности; развитие навыков практической деятельности; формирование положительной мотивации обучения через использование информационных технологий; освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учебной коммуникации.
Воспитывающая: Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля; воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, умения слушать товарищей, работать самостоятельно.
Технология: Модерации и активных методов обучения.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, практическая работа за компьютером.
Оборудование:
Комплекс мультимедиа (ПК, проектор).
Презентация “Таблицы”.
Раздаточный материал для учащихся “Топ 5 самых глубоких озер России”.
Раздаточный материал “Смайлы”.
План урока:
Инициация.
Вхождение или погружение в тему.
Формирование ожиданий учеников.
Интерактивная лекция.
Эмоциональная разрядка.
Проработка содержания темы.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Инициация (2 минуты).
АМО “Пусть говорят” .
Цель : настроить учащихся на позитивное изучение нового материала.
Участники : все учащиеся.
Необходимые материалы : высказывание на слайде презентации.
Проведение : учитель предлагает обсудить смысл высказывания.
“Я мыслю – значит, я существую!” – эти слова философа Декарта станут сегодня эпиграфом нашего урока (слайд 2).
II. Вхождение или погружение в тему (3 минуты) .
АМО “Разгадай кроссворд”.
Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: кроссворд на слайде презентации (слайд 3).
Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках “появится” тема урока.
Вопросы кроссворда:
Вид информации по форме представления ( Текст ).
Как можно назвать внутреннюю память человека ( Оперативная ).
Единица измерения информации ( Бит ).
Один из способов кодирования информации ( Числовой ).
Одно из действий человека с информацией ( Чтение ).
Сведения об окружающем нас мире ( Информация ).
Носитель информации ( Книга ).
– Так о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно. Тема урока: “Таблицы”. (Учитель формулирует цели урока) (слайд 4).
III. Формирование ожиданий учеников (3 минуты).
АМО “Цветик – семицветик” (часть 1).
Цель : целеполагание.
Участники : все учащиеся.
Необходимые материалы : “лепестки” из цветной бумаги.
Технология проведения : Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне.
IV. Интерактивная лекция (10 минут).
АМО “Научный эксперимент” .
Цель : показать учащимся преимущества табличного способа представления информации.
Участники : все учащиеся.
Необходимые материалы : раздаточный материал (текст), презентация.
Проведение : учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом и ответить на вопросы, можно измерять время, затраченное на выполнение заданий.
– Назовите глубину озера Байкал.
– Какое озеро самое глубокое?
– Какое озеро самое мелкое?
– Глубина, какого озера равна 127 метров?
Затем учитель предлагает познакомиться с таблицей, в которой зафиксирована та же информация и ответить на те же вопросы (слайд 6).
– Когда вы отвечали быстрее?
– С чем было легче работать с текстом или таблицей?
– Назовите преимущества таблицы?
– Действительно, таблицы очень удобны для представления и обработки однотипной информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Вам приходится встречаться с массой таблиц: расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблицы исторических дат и многое другое.
Давайте рассмотрим “строение” таблицы (слайд 7).
V. Эмоциональная разрядка (3 минуты).
Физкультминутка “Веселый утенок” (flash-ролик).
VI. Проработка содержания темы (19 минут).
– Давайте, поучимся заполнять таблицы. Откройте рабочие тетради на странице 38, выполняем № 36 (слайд 8).
(Ученики работают самостоятельно в тетрадях, один ученик заполняет таблицу на слайде, проектор нужно выключить на время заполнения таблицы, затем включается проектор и учащиеся проверяют правильность выполнения задания, обсуждают возникшие вопросы.)
– Мы сейчас осуществили переход от текстовой формы представления информации к табличной, иногда это помогает решать довольно трудные задачи. Давайте решим задачу № 39. ( Если есть интерактивная доска, то ученик, работающий у доки самостоятельно ставит “+” и “-“, ели доски нет, то можно решать задачу фронтально, обсуждая этапы решения и использовать слайд 9).
– Вы, наверное, слышали, а может быть вам приходилось решать задачи на “переливание”. Эти задачи так же удобно решать, составляя таблицы. На странице 127 учебника, в разделе “Материал для любознательных” описан ход решения одной из таких задач. (Работа с учебниками, разбирается ход решения задачи.)
– А теперь я предлагаю вам самим попробовать свои силы в решении заданий данного типа. Работать мы будет за компьютерами.
(Следует напомнить о технике безопасности и правилах работы за компьютером. Ученики занимают места, следуя подсказкам учителя, загружают программный модуль “Развивающие программы. Задачи на переливание” и решают задачи).