Урок для 5 класса по теме: “”Избушка на курьих ножках” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского” – скачать бесплатно



5 класс. УРОК МУЗЫКИ

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку?
Тема урока: “Избушка на курьих ножках” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского.
Учебная цель:
– познакомить учащихся с творчеством М. П. Мусоргского, прослушать “Избушку на курьих ножках”;
– познакомиться с музыкальным произведением в форме “сюита”;
– обобщить и закрепить понятие “трехчастная форма”, термины “лад”, “темп”, “динамика”, “звуковедение”,

“мелодия”, “контраст”.
Воспитательная цель: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
Развивающая цель: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
Оборудование: аудио – и видеооборудование, портрет М. П. Мусоргского, слайды с иллюстрациями к пьесам по мотивам картин В. Гартмана.
Ход урока
(На доске вывешен портрет М. П. Мусоргского)
Актуализация знаний.
У.: Наша сегодняшняя тема “Портрет в музыке”. Что такое “портрет” в изобразительном
искусстве?
Д.: изображение человека в полный рост;
нескольких человек изобразить;
если изобразить людей до плеч – это портрет.
У.: Что мы с вами можем увидеть на портрете?
Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный;
У.: А чем музыкальный портрет отличается от художественного?
Д.: его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить разное…
У.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.

Д.: Темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.
У.: А что за средство – звуковедение?
Д.: Это – как ведутся звуки в произведении.
У.: А как можно вести звуки?
.
У.: Как соединяются эти звуки?
Д.: Связно – это легато, а отрывисто – это стаккато. Это тоже говорит нам что-то о характере героя и его настроении.
У.: А что обозначает контраст?
Д.: Черно-белый, непохожий.
У.: А в музыке?
Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.
У.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор создает музыкальные картины и что ему в этом помогает.
Работа с материалом урока.
У.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского (на экране слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области.

Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.

В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры – это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений – он стал известным композитором.

Среди наиболее известных произведений Мусоргского – его оперы “Борис Годунов” и “Хованщина”. Сегодня мы с вами послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского – его фортепианной сюите “Картинки с выставки”. Кто из вас может объяснить, что такое сюита?

Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо сюиту?
(Дети молчат.)
У.: Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. (Звучит “Шутка” И. С. Баха – часть одой из его сюит).
Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец; это, наверное, часть сюиты.
У.: Правильно: сюита – это несколько идущих подряд музыкальных произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.
В феврале 1874 года В Академии художеств Петербурга открылась выставка недавно умершего художника и архитектора В. А. Гартмана, близкого друга Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге написать музыкальное произве-дение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась сюита “Картинки с выставки”, которая стала одним из известных произведений Мусоргского.
Одной из работ Гартмана на выставке была картина “Часы с кукушкой” (Показывается слайд: часы изображены в форме сказочной избушки на курьих ножках). Опишите этот рисунок.
Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное.
У.: Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет, наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…
У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга.
(Дети смеются)
У.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский?
Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение, скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой, радостной.
У.: Давайте же послушаем фрагмент “Избушки на курьих ножах”.
(Звучит музыка – фрагмент этого произведения)
Д.: (После прослушивания, не дожидаясь вопроса учителя) У Мусоргского немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка “прыгучая”, грозная, устрашающая…
У.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента. А каждый из вас напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего, по-вашему, подходит к музыке.
(Всем раздаются опросные листы)
(Дети читают следующие стихотворения, они записаны и на опросных листах)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.

Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая…
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны,
Кружится с вьюгою страшно и бешено.

Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,
Ох, люблю же иногда повредничать немножко.
Ну, держись сейчас, дружок,
Путь мой труден и далек,
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
(Дети отмечают свое мнение на опросном листе)
У.: Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком.
(Звучит “Избушка на курьих ножах”.)
У.: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие “музыкальная форма”. Как вы понимаете это слово?
(Дети думают, с ответом многие затрудняются)
У.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово “форма”.
Д.: форма – это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…
У.: А бывает ли форма в музыке?
Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды…
У.: А в какой форме написаны “Картинки с выставки” Мусоргского?
Д.: В форме сюиты!
У.: Докажите это.
Д.: В начале урока мы говорили, что “Картинки с выставки” состоят и нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита!
Д.: А я где-то читала, что слово “сюита” однокоренное со словом “свита” – только не пойму почему.
У.: А давайте над этим вы подумаете дома. Посмотрите значения обоих слов в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту тему.
У.: Давайте вернемся к “Избушке на курьих ножках” Мусоргского. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение. Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор создал фантастический образ Бабы-Яги?
Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом музыка затихла – Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой.

Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности…
У.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой форме написано это произведение?
Д.: В трехчастной форме. Вначале – одно настроение, потом оно резко меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части. В трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения – сонаты, симфонии.

Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу.
У.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего подходит к этому произведению Мусоргского?
(Дети спорят, большинство склоняются ко второму и к третьему стихотворению)
У.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского. Я думаю, что все вы запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие картины были написаны другими художниками на это же музыкальное произведение. (Показываются слайды)
Итог урока.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась “Портрет в музыке”. Чей портрет мы сегодня изучали?
Д.: Бабы-Яги!
У.: А теперь – домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те рисунки, которые вы просмотрели на слайдах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок для 5 класса по теме: “”Избушка на курьих ножках” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского” – скачать бесплатно