Урок развития речи. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова
Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»:
«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпан-ским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского,
III. Басни Ломоносова
В методическом пособии для 7 класса мы предлагали читать некоторые басни поэта-ученого. Можно повторить или прочитать заново эти же басни (ученики воспринимают их на новом уровне). Можно предложить ученикам подгото-
Вить чтение новых басен, например: «Лишь только дневной шум замолк…» (1747), «Жениться хорошо, да много и досады…» (1747). Это расширит представление учеников о Ломоносове-поэте, представит его в новом свете, вызовет у учеников улыбку понимания.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка о русском языке из «Российской грамматики» (наизусть — по выбору учащихся).
Повторить характеристику первого и второго периодов русской литературы XVIII века.
Принести на урок вторую часть учебника.
- Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова? Ломоносов отдавал предпочтение в художественных произведениях героической тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Задачам прославления державы и достойнейших ее государственных и военных деятелей в наибольшей […]...
- Идеалы Ломоносова в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В оде царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, […]...
- Анализ оды Михаила Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов — великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений […]...
- Урок развития речи. рекламное представление произведений Ф. Шиллера Цель : обобщить знание о жизни и творчестве Ф. Шиллера; развивать устную и письменную связную речь, творческие способности учеников, умение аргументированно отстаивать и представлять собственную точку зрения. Развитие связной речи; комбинированной. В одной из сказок Андерсена засохший куст среди жестокой зимы укрывается Белыми ароматными цветами, так как к нему притронулась добрая человеческая Рука. Эта сказка […]...
- Прославление Елизаветы в «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова Поэт прославляет Елизавету фактически за то, что она — дочь великого отца, за то, что она русская и при этом очень красивая. Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «возлюбленной» и «блаженством». Когда на трон она вступила, Всевышний подал ей венец, Тебя в Россию […]...
- Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» — Сочинение Ломоносов ода анализ Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны». Сочинение Ломоносов ода анализ Ода — это стихотворная форма, дошедшая до нас из глубины веков. Сейчас поэты уже не пишут оды. А в Древней Греции и в Древнем Риме эта стихотворная форма была весьма распространена. И тому имелись весьма веские причины. Ведь что […]...
- Урок развития речи. Написание собственных рубаи Цель: Ознакомить с вариантами составления калиграмм к стихам О. Хайяма; провести подготовительную работу для написания ученических рубаи; предложить темы для стихов; развивать письменную связную речь, творческие способности; воспитывать стремление владеть художественным словом. Оборудование: Ученические калиграммы к стихам О. Хайяма; карточки с задачами. Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша — Д. Павлычко. Ход […]...
- Урок развития связной речи. И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы». Выдумывание версии окончания произведения Цель: продолжить работу над изучением быта, культуры, образа жизни запорожцев, анализировать раздумья о судьбе Украины; развивать аналитические способности учеников, навыки сравнения произведений литературы и изобразительного искусства, развивать поэтические и писательские способности учеников умения придумывать собственную версию окончания произведения; воспитывать уважение к славному прошлому наших предков. Оборудование: Портрет Нечуя-Левицкого, карта Запорожской Сечи, репродукции картин И. Репина […]...
- Значение некоторых слов в «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова Всевышний — Бог-творец, Создатель мира; Дерзнет — попытает счастья, несмотря на неблагоприятные условия, решится что-то сделать вопреки складывающейся ситуации; Щедроты — качество щедрости, отсутствие жадности, готовность бескорыстно помогать и делать это умело; Ободренны — воодушевлены каким-либо явлением, событием; Утеха — радость от новой возможности, какой-либо факт, уменьшающий вечную скорбь и тревогу падшего мира; Отечество — […]...
- Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны 1747 года Ломоносов Михаил Васильевич был не только великим ученым, он сделал огромный вклад в русскую литературу, в частности в поэзию. При этом Ломоносов писал свои стихотворения не ради развлечения, чтобы отвлечься от научных трудов, вовсе нет. Он считал, что поэзия должна играть свою роль — гражданскую, патриотическую. И чаще всего в своем творчестве великий гений выбирал […]...
- Урок развития связной речи. Описание отдельного предмета по картине Цель: усовершенствовать знания учеников об описании предмета; развивать их умения описывать отдельные предметы по картине, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство уважения к людям искусства и патриотизм. Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков. Оборудование: Репродукции картин Екатерины Билокур, аудиозапись музыки Й. С. Баха. Ход урока. I. Организационный этап. С целью создания эмоционального фона […]...
- Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы (Ломоносов М. В.) Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября). В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну […]...
- Значение «Оды на день восшествия на пристол…» Поэзия М. В. Ломоносова — величественная, торжественная и вместе с тем глубоко проникновенная. Она, как и вся его напряженная творческая деятельность, служила «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского света», была подчинена заботам о духовных и материальных нуждах народа. В своих произведениях Ломоносов воспел «небу равную Россию», обширность территории, богатство ресурсов, трудолюбие и одаренность народа. Он […]...
- «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — образец торжественной оды в России XVIII в Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных». Ее истоки — хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные — […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА» ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА» Данная ода М. В. Ломоносова была посвящена важному событию в общественной жизни России — восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. В сознании современников приход к власти этой императрицы связывался с окончанием мрачной эпохи правления Анны Иоанновны и Анны […]...
- РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. В. ЛОМОНОСОВА М. В. Ломоносов — поэт, ученый, реформатор русского литературного языка. Теория «трех штилей», основывающаяся на четком соотношении старославянских и русских слов. Ломоносов разделил язык на «три рода речений»: церковнославянские и общеупотребительные слова; малоупотребительные слова, известные лишь узкому кругу людей; живая речь. Соответственно Ломоносов определил «три штиля»(стиля)русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Реформа стихосложения — […]...
- О жизни и творчестве М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия). Ломоносов был щедро одарен многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых […]...
- Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА» Поэтическое творчество было для М. В. Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонне одаренной натуры. Особенно ярко талант поэта проявился в одах. Именно Ломоносову принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового жанра литературы — жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в своих произведениях десятистишную строфу с повторяющейся рифмовкой. […]...
- «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года» История создания. Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Чтение […]...
- Игры для развития речи ребенка 5, 6 лет Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома. Дни недели Количество играющих: 1-6 человек. — Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как Дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете «. — Вскоре дети увидят, что […]...
- Вклад Ломоносова в русский язык и литературу Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разговор о Ломоносое — великом русском естествоиспытателе — физике и химике, практике воссоздававшем в России флорентийскую мозаику, исследователе, который вместе со своим однокашником Виноградовым открыл секрет фарфора и вместе они были основателями фарфорового завода под Петербургом и […]...
- Конспект урока развития речи. Тема: «Домашние животные» Учебные цели: 1.Узнавание и называние диких животных изображенных на рисунке. 2. Работа с ситуативной картинкой. Составление простой фразы на основе предложенного рисунка. 3. Узнавание и называние домашних животных в процессе игры. Коррекционные задачи: 1. Коррекция произвольного внимания. 2.Коррекция речевого развития. 3.Коррекция правильного произношения. 4.Коррекция тактильных и вкусовых ощущений. Воспитательные цели: 1.Воспитание любви к животным. 2.Уважение […]...
- Сочинение на тему стихотворения Г. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год » — лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной литературы стоит исполинская за масштабами научной, культурной и общественной деятельности фигура М. В. Ломоносова. Везде он сказал свое слово. Необыкновенная энергия и трудоспособность, сила воли, объединение способностей ученого, общественного деятеля и поэта, борьба за образование […]...
- ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА Царей и царств земных ограда, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою […]...
- Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Описание предмета» КОУ Омской области «Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Урок письма и развития речи в 8 классе по теме «Описание предмета». Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова. ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста — описания. ЗАДАЧИ: 1) учить описывать предмет, используя простые […]...
- Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова От мыслей о правилах русского стихосложения естествен логический переход Ломоносова к созданию теории «трех штилей». В чем суть ломоносовской регламентации стилистики. В своем главном языковедческом труде «Предисловие о пользе книг церьковных в Российском языке» ученый выделил в русском языке три рода речений — иначе говоря слов. К первому он отнес слова, которые употребляются и в […]...
- Оды М. В. Ломоносова как образец русского классицизма Вторая половина 18 века в русской литературе — это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях, показывала образцы для подражания. Все произведения классицизма четко делились на три стиля, каждому их которых соответствовали свои жанры, темы, язык. С развитием этого направления в России тесно связано имя М. В Ломоносова. В течение своей […]...
- Карточки-задания для развития письменной речи учащихся № 1. Прочитайте отрывки из книги «Юности честное зерцало…» Какие качества характера ценятся в молодых людях в любое время? Запишите свои суждения. Вам в помощь В начале XVIII века была переведена на русский язык и издана в России немецкая книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В дворянском обществе устанавливался светский Этикет (франц.) […]...
- Урок (развитие связной речи). Выступление на собрании Цель урока: формировать умение выступать на собрании. Материал для словарно-семантической работы: ораторский, оригинальный, аналогия, конформизм. Основное содержание уроков. I. Ознакомление с особенностями выступления на собрании как одного из видов устного высказывания. Отметить, что ораторские выступления играют большую роль в жизни каждого человека. Выступать приходится на собраниях, семинарах, совещаниях, митингах и др. В одних случаях есть […]...
- Урок (развитие связной речи). Отчет о проделанной работе Цель урока: ознакомить школьников с особенностями отчета как одного из видов устного (.или письменного) высказывания; формировать умение составлять отчет о проделанной работе. Материал для словарно-семантической работы: статистический, статический, статичный, статный; реквизиты. Основное содержание урока. I. Ознакомление с особенностями отчета о проделанной работе. Подчеркнуть, что отчет — это информация о своей работе, деятельности какого-либо коллектива, организации, […]...
- Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова (Первый вариант) От мыслей о правилах русского стихосложения естествен логический переход Ломоносова к созданию теории «трех штилей». В чем суть ломоносовской регламентации стилистики (ломоносовская теория «трех штилей» в основных чертах не была его открытием. Эта теория складывалась еще в латинской литературе). В своем главном языковедческом труде «Предисловие о пользе книг церьковных в Российском языке» ученый выделил в […]...
- Урок по главе романа «Дубровский» глава «Любовь и бегство» Этот урок переключает внимание учеников на отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Домашнее задание, выполненное учениками, способствует тому, что класс сразу включается в разрешение этой проблемы. Сначала мы прослушиваем и коллективно оцениваем пересказ истории с кольцом в двух вариантах в сжатом и подробном. Затем обдумываем «Почему помощь Дубровского не подоспела?». Многие ученики склонны лишь повторить […]...
- Литературно-языковое творчество Ломоносова Прежде, чем говорить о заслугах Ломоносова в преобразовании русского литературного языка, необходимо выяснить, что же сделал Михаил Васильевич с русским языком, что о нем можно стало сказать: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» […]...
- Конспект урока письма и развития речи в 6 классе по теме: «Понятие об имени прилагательном» Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа — интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края Конспект урока письма и Развития речи в 6 классе По теме: «Понятие об имени прилагательном» Подготовила и провела Учитель русского языка Недобега Наталья Ивановна Урок письма и развития речи в […]...
- Теория «трех штилей» Ломоносова К созданию теории «трех штилей» Ломоносов пришел от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно — славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер. — «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом». Вместо «еще, […]...
- Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером. Михаил Васильевич родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы, где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивость […]...
- Оды Ломоносова Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных». Ее истоки — хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные — […]...
- Урок (развитие связной речи). Отзыв о произведении искусства Цель урока: формировать умение составлять отзыв о произведении искусства. Материал для словарно-семантической работы: рассказывать, повествовать; думать, полагать, считать: убедительно. Основное содержание урока. I. Ознакомление с отзывом как способом выражения своего отношения к произведению искусства (см : Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (7 — 8 классы)» Ладыженская Т. Л. и […]...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное […]...
- Роль имен существительных в речи Роль имен существительных в речи Имена существительные в русском языке — это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы — Кто? Что? . Существительные указывают на род, число и одушевленность называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе. Функции существительных в речи Роль существительных в русском языке […]...