Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова
От мыслей о правилах русского стихосложения естествен логический переход Ломоносова к созданию теории «трех штилей». В чем суть ломоносовской регламентации стилистики.
В своем главном языковедческом труде «Предисловие о пользе книг церьковных в Российском языке» ученый выделил в русском языке три рода речений — иначе говоря слов. К первому он отнес слова, которые употребляются и в церковнославянском и в русском языках бог, слава, рука, почитаю, ныне и т. д. Второй род — такие церковнославянские речения, которые хотя и малоупотребительны в разговорной речи, однако «всем грамотным людям вразумительны» взываю, отверзаю, насажденный. Третий род — слова живого русского языка, которых нет «в церьковных книгах» пока, лишь, ручей, говорю.
В последнем роде Ломоносов выделил особую подгруппу «низких простонародных слов». Вульгаризмы он вывел из состава всех категорий, допустив, однако, их ограниченное употребление. Наконец, он предложил совсем отказаться от использования архаизмов -«неупотребительных и весьма обветшалых» церковнославянских слов типа обаваю, рясны, овогда, свене и т. д.
Согласно ломоносовскому учению три рода речений употребительны в трех словарно-речевых строях русского языка — высоком, посредственном и низком стилях. Высокому стилю, по Ломоносову, «приличны» слова первого и второго рода -«славенороссийские, то есть употребительные в обоих наречиях», и «славенские, россиянам вразумительные и не весьма обветшалые».
К посредственному или среднему, «штилю» отнесены преимущественно слова, употребительные в русском языке, — речения первого и третьего рода. Допустимо, по Ломоносову, использование в посредственном «штиле» «некоторых речений славенских в высоком штиле употребительных», однако «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым». Можно употреблять в этом штиле и низкие, простонародные слова.
Но в данном случае следует «остерегаться, чтобы не опуститься в подлость».
Наконец, в последнем, низком стиле необходимо пользоваться преимущественно «речениями третьего рода», т. е. словами живого русского языка, смешивая их с лексикой среднего стиля. «Простонародные, низкие слова» Ломоносов рекомендовал употреблять в этом стиле «по рассмотрению».
Теория трех стилей восходит к античным риторикам, членившим речь на разговорно-бытовую, высокую и деловую. Однако Ломоносов при создании теории руководствовался не искусственными схемами, а живой речевой практикой, состоянием и тенденцией развития языка в современную ему пору. Уже в то время ученый имел ясное представление о роли языка в процессе познания. Именно поэтому и в проблемы стилистики Ломоносов вносил философскую основу, т. к. для него было несомненно, что между языковыми средствами и объектом речи должно быть полное соответствие.
Ученый тем самым соотносил строго отобранные лексические средства с объектами, процессами и явлениями реальной действительности. Это фундаментальное положение Ломоносова, несмотря на ставшую теперь архаичной форму выражения, сохраняет свою актуальность и в наши дни.
- Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова (Первый вариант) От мыслей о правилах русского стихосложения естествен логический переход Ломоносова к созданию теории «трех штилей». В чем суть ломоносовской регламентации стилистики (ломоносовская теория «трех штилей» в основных чертах не была его открытием. Эта теория складывалась еще в латинской литературе). В своем главном языковедческом труде «Предисловие о пользе книг церьковных в Российском языке» ученый выделил в […]...
- Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова (Второй вариант) К созданию теории «трех штилей» Ломоносов пришел от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковнославянской речи, и писатель подбирал особенные, книжно-старинные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер — «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом». Вместо «еще, тотчас» писали […]...
- Теория «трех штилей» и реформа русского языка М. В. Ломоносова Выдающийся русский ученый, просветитель, поэт Михаил Васильевич Ломоносов оставил глубокий след во многих областях науки, в том числе и в языкознании. Он является одним из основоположников науки о русском языке. Им написана первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами литературного языка, созданы работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, собраны обширные материалы по русской диалектологии […]...
- Теория «трех штилей» Ломоносова К созданию теории «трех штилей» Ломоносов пришел от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно — славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер. — «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом». Вместо «еще, […]...
- РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. В. ЛОМОНОСОВА М. В. Ломоносов — поэт, ученый, реформатор русского литературного языка. Теория «трех штилей», основывающаяся на четком соотношении старославянских и русских слов. Ломоносов разделил язык на «три рода речений»: церковнославянские и общеупотребительные слова; малоупотребительные слова, известные лишь узкому кругу людей; живая речь. Соответственно Ломоносов определил «три штиля»(стиля)русской поэзии — «высокий», «посредственный» и «низкий». Реформа стихосложения — […]...
- Труды Ломоносова в области языка и литературы (Ломоносов М. В.) Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного. языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней. Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В предисловии […]...
- Система стихосложения Ломоносова Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, «Письмо о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему одой «На взятие Хотина» как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в […]...
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- Вклад Ломоносова в русский язык и литературу Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разговор о Ломоносое — великом русском естествоиспытателе — физике и химике, практике воссоздававшем в России флорентийскую мозаику, исследователе, который вместе со своим однокашником Виноградовым открыл секрет фарфора и вместе они были основателями фарфорового завода под Петербургом и […]...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное […]...
- О жизни и творчестве М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия). Ломоносов был щедро одарен многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых […]...
- Начинания и свершения Ломоносова-ученого О научной деятельности Ломоносова можно было бы написать отдельную книгу. Приведем здесь лишь некоторые наиболее известные факты, которые дают представления о широте и смелости его научного поиска. Интересуясь стихийными явлениями, Ломоносов исследовал природу землетрясения, шторма, грозы, грома, молнии и т. д. В процессе разработки теории атмосферного электричества ученый подчас прибегал к опасным для жизни экспериментам. […]...
- Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий ученый и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнает, что отец […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский просветитель Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский просветитель, ученый, естествоиспытатель. «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», — так определил В. Г. Белинский место и значение его творчества в истории отечественной литературы. В работе Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворчества» была предложена реформа русского стихосложения. Суть ее заключалась в замене силлабической […]...
- Тема России в одах Ломоносова Ломоносов стоит впереди наших поэтов, Как вступление впереди книги. Н. Гоголь Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов был великим поэтом и писателем, оставившим свой неповторимый след не только в развитии русского языка в целом, но и в развитии литературного языка. Первым в истории стихосложения он начал писать на языке, доступном широкому кругу […]...
- Основные темы Од Ломоносова (Ломоносов М. В.) Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение […]...
- Литературно-языковое творчество Ломоносова Прежде, чем говорить о заслугах Ломоносова в преобразовании русского литературного языка, необходимо выяснить, что же сделал Михаил Васильевич с русским языком, что о нем можно стало сказать: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» […]...
- Филологические труды Ломоносова Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат, «ваторпас» на ватерпас и т. д. Все это способствовало нормализации русского литературного языка на определенном этапе его развития. В своих исходил из убеждения в том, что развитие и укрепление русского литературного языка возможно только на основе сближения с народной живой речью. Он […]...
- Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером. Михаил Васильевич родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы, где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивость […]...
- Особенности стиля од М. В. Ломоносова 1. Личность Ломоносова в истории России. 2. Реформы языка и теория «трех штилей». 3. Определение жанра оды. 4. Особенности од писателя. 5. Краткий анализ произведений. С именем М. В. Ломоносова связана новая эпоха в истории российского государства. Это был действительно выдающийся ученый, имеющий таланты во многих сферах, начиная с истории и литературы и заканчивая физикой […]...
- Биография Михаила Ломоносова Дата рождения: 19 ноября 1711 года Дата смерти: 15 апреля 1765 года Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя Михаил Ломоносов — русский ученый, естествоиспытатель. Ломоносов Михаил Васильевич известен не только как ученый, но как писатель и поэт. Гениальный ученый увидел свет в 1711 г. в одной из русских деревень, в благополучной семье. Родители […]...
- В чем заключается новаторство Ломоносова-критика? В статье «О нынешнем состоянии словесных наук в России» Ломоносов подчеркивал значение писателей в обработке живого литературного языка. Недоконченная статья Ломоносова обещала быть строгим разбором безотчетного смешения стилей у современников, которое снижало художественный уровень их произведений. Теория стилей перерастала в теорию классицистских критериев художественности. Ломоносов старался уже на заре русской критики, в пылу полемики, преподать […]...
- Урок развития речи. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпан-ским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил […]...
- Сочинение на тему стихотворения Г. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год » — лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной литературы стоит исполинская за масштабами научной, культурной и общественной деятельности фигура М. В. Ломоносова. Везде он сказал свое слово. Необыкновенная энергия и трудоспособность, сила воли, объединение способностей ученого, общественного деятеля и поэта, борьба за образование […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. В. Ломоносова Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии? Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, необъятными просторами и природными богатствами, но наряду с этим высказывает свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на политику государства, которая сможет обеспечить истинное благо подданным, достойную жизнь. […]...
- Поэтическая деятельность Ломоносова (Ломоносов М. В.) Ломоносов был не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту. Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество […]...
- Служение отечеству — главная идея творчества Михаила Ломоносова Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей […]...
- Об оде «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» М. В. Ломоносова Ода Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» была написана в 1747 году. В ней поэт прославляет молодую императрицу Елизавету. Ода в переводе с греческого означает торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или герою. В данном стихотворении этим историческим героем является дочь императора Петра Великого. В оде Ломоносов возносит ее до небес за […]...
- Анализ лирического произведения М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» В Надписи 1 «К статуе Петра Великого» (1748) Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре надписи. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством: Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в […]...
- Идеалы Ломоносова в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В оде царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, […]...
- Биография Ломоносова М. В. ЛОМОНОСОВ (1711-1765) У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия — вот основные отрасли, в которых он работал. […]...
- Биография Ломоносова Михаила Васильевича Необычайна его биография. Он родился на Севере — недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды. То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, здесь до основания Петербурга […]...
- СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ — ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА КЛАССИКА М. В. ЛОМОНОСОВ СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ — ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые […]...
- Труды Ломоносова о необходимости единства содержания и формы литературного произведения Общественные и политические преобразования первых десятилетий XVIII в., интенсивный процесс «обмирщения» многих сторон русской действительности не могли не найти своего отражения в литературе. Но, как было уже отмечено, новая проблематика, новые идеи, попытки создания характера человека нового времени и т. п. (иными словами — так называемые «содержательные» элементы художественной литературы) все еще продолжали облекаться в […]...
- Анализ стихотворения Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье Имя Михаила Ломоносова связано с величайшими открытиями в области науки, однако мало кто знает, что этот удивительно талантливый человек был одним из самых востребованных поэтов своего времени. Его авторству принадлежат не только различные оды, приуроченные к особо торжественным случаям, но и стихи-размышления, наполненные глубоким философским смыслом. Так, в 1761 году Ломоносов на полях своей рабочей […]...
- Анализ оды Михаила Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов — великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений […]...
- Сопоставительный анализ духовных од Ломоносова и оды «Бог» Державина Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с […]...
- Биография Ломоносова Михаила Васильевича (1711 — 1765). Краткое изложение текста Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, Художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю — 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и […]...
- Прославление Елизаветы в «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова Поэт прославляет Елизавету фактически за то, что она — дочь великого отца, за то, что она русская и при этом очень красивая. Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «возлюбленной» и «блаженством». Когда на трон она вступила, Всевышний подал ей венец, Тебя в Россию […]...
- Устойчивые сочетания слов теория Устойчивые сочетания слов Немного теории Фразеологические единицы и устойчивые сочетания слов традиционно изучает такой раздел науки о языке, как лексикология. В чем же состоит специфика фразеологических единиц и устойчивых сочетаний? Она заключается в том, что формально фразеологические единицы являются словосочетаниями или даже предложениями, а со стороны своего смысла больше похожи на слова, то есть выражают […]...
- Поэтическая деятельность Ломоносова Ломоносов был последним великим представителем европейской традиции культуры Возрождении в поэзии. Он воспринял традиции Ренессанса через немецкую литературу барокко, явившуюся в свою очередь наследницей итальянского искусства XV в. и французского XVI века. Патетика ломоносовской оды, ее грандиозный размах, ее напряженно образная, яркая метафорическая манера сближает ее именно с искусством Возрождения. Ломоносов не задавался целью изобразить […]...
- «Кто знает, коль Велик Творец…» (по творчеству М. Ломоносова) Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни России и в сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, судьба и творчество которого являются замечательным примером беззаветного служения своей родине. Родился Ломоносов в 1711 году в деревне, расположенной на […]...
- «Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет» (по творчеству М. Ломоносова) М. В. Ломоносов жил в Российской империи, созданной Петром I. Россия в начале XVIII в. стала великой мировой державой. Но ее промышленность, наука, культура, просвещение во многом находились еще в рамках средневековья, в то время как в Европе все больше утверждалось Просвещение, происходили промышленные и научные революционные преобразования. Чтобы укрепить и расширить реформы Петра I, […]...
- Прославление в одах Ломоносова Родины, мира, науки и просвещения Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под влиянием классицизма. И, разумеется, поэт не мог до отдельной степени не покориться действию данного мощного стиля, его гражданской позиции, миропонимания, неподдельной веры в праведного совершенного государя. Однако он не был в глубоком значении художником-реалистом. Его творчеству […]...
- Отличие оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) от оды Г. Р. Державина «Фелица» Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) и Г. Р. Державина «Фелица». Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга. Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы-«небожительницы» («Душа ее зефира тише, И зрак […]...
- Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова План I. Ода — удивительный жанр. II. Уроки Ломоносова. 1. Прославление мира как главного условия процветания государства. 2. Деятельность Петра — пример для Елисаветы Петровны. 3. Прославление науки и просвещения в оде. 4. Ломоносов — […]...
- Жизнь и деятельность Ломоносова замечательный пример беззаветного служения своей Родине С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков, а в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления. Жизнь и деятельность Ломоносова — замечательный пример беззаветного служения своей Родине одного из выдающихся ее сынов. Большую воспитательную роль жизни и личности […]...
- Общественно-литературные взгляды М. В. Ломоносова Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной […]...
- Биография Ломоносова. Личность, ученый, поэт М. В. Ломоносов. Личность, ученый, поэт. (1711-1765) В этом году исполняется 305 лет со дня рождения М. В. Ломоносова. В. Г. Белинский писал: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ». Широко известно пушкинское высказывание: «…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым […]...
- Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» — Сочинение Ломоносов ода анализ Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны». Сочинение Ломоносов ода анализ Ода — это стихотворная форма, дошедшая до нас из глубины веков. Сейчас поэты уже не пишут оды. А в Древней Греции и в Древнем Риме эта стихотворная форма была весьма распространена. И тому имелись весьма веские причины. Ведь что […]...