Урок развития речи. Написание собственных рубаи



Цель: Ознакомить с вариантами составления калиграмм к стихам О. Хайяма; провести подготовительную работу для написания ученических рубаи; предложить темы для стихов; развивать письменную связную речь, творческие способности; воспитывать стремление владеть художественным словом.

Оборудование: Ученические калиграммы к стихам О. Хайяма; карточки с задачами.

Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша –

Д. Павлычко.

Ход урока.

І. Актуализация Опорных Знаний.

Проверка домашней задачи: калиграммы

к рубаи О. Хайяма.

II. Мотивация учебной деятельности.

– Влияние поэзии О. Хайяма на мировую литературу тяжело переоценить. Составляли рубаи также и украинские поэты. Например, Дмитрий
Павлычко в 1987 г. издал сборник своих поэзий под названием “Рубаи”. Один
из его стихов вынесен в эпиграф нашего урока. Но, чтобы прочитать
его полностью, нужно “составить пазлы”, т. е. вернуть все слова на
свои места. (Ответы учеников).

Зачитывается стих.

Мне напоминают человеческие сердца хрупкое и тоненькое сердце карандаша – Сломать легко, застрогать тяжелее, Списать невозможно до

конца.

– как вы понимаете этот стих?
(Ответы учеников).

– Итак, и мы сегодня будем писать рубаи карандашом и… сердцем. Иначе
настоящие поэты не пишут.

III. Работа Над Темой Урока.
1. Подготовка к написанию рубаи.

1) Особенности рубаи.

Четверостишие; 1, 3, 4 строки рифмуются; последняя строка содержит вывод.

2) Восстановите текст стихов.

Нет, не угнетают меня страхи и сожаления, что умереть должен я, что времени у нас мало: Того, что судимо, бояться не нужно. (На, прожить, боюсь, земли, неправедно).

Ответ. Боюсь неправедно прожить на земле.

Пусть каждый миг, который в вечность промелькнет, Тебя осчастливит, так как главное, Что нам дается здесь,- жизнь: следи же! (Пройдет, как, и, ты, она, захочешь, так).

Ответ. Как ты захочешь, так она и пройдет.

Я только и знаю, что знание ищу

В глубочайшие тайны проникаю. Я думаю уже семьдесят два года (Ничего, вижу, и, не знаю, что, я)

Ответ. И вижу, что ничего я не знаю.

3) Буриме.

Составьте собственные стихи по представленным стихам. Сравните их с рубаи Хайяма.

– ____ кончилась;

______ закрылась!

______ носит название,

Девалась?

Как жаль, что весна моя кончилась И книга юности навек закрылась! Та пташечка, которая молодостью носит название, Откуда она взялась? Куда девалась?

Глины,

___ вины.

Хочет глубины?

Когда естество мое лепил Творец из глины, Заранее ведал он обо всех моих винах. Если от него грех, Почему меня он хочет В день суда ввергнуть в горящие глубины?

___ покоя,

___ водой?

___ лет

Малой!

Дождемся ли желанного покоя, дойдем ли к дому над водой? О, как я хочу после тысяч лет Сойти с земли хоть травкой малой!

4) Составьте собственные рубаи по темам.

А) О холодной зиме, ее плюсах и минусах;

Б) об обучении в школе, его положительных и отрицательных моментах (для ученика);

В) о жизни в городе, ее неудобствах и преимуществах.
Зачитывание поэзий. Комментарии, оценивание.

IV. Итоги урока.

V. Д Омашняя задача.

Индивидуальная задача. Подготовить выступление о поэзии трубадуров.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок развития речи. Написание собственных рубаи