Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА”

Поэтическое творчество было для М. В. Ломо­носова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонне одарен­ной натуры. Особенно ярко талант поэта проявил­ся в одах. Именно Ломоносову принадлежит ос­новная заслуга в окончательном формировании нового жанра литературы – жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в сво­их произведениях десятистишную строфу с по­вторяющейся рифмовкой.

Перу поэта принадле­жит большое количество од, в основном хвалеб­ных, посвященных русским правителям и Рос­сийскому

государству. Но наиболее яркой, луч­ше всего отражающей своеобразие поэтического стиля Ломоносова, является его “Ода на день вос­шествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Она была написана в связи с шестой годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол.

Ода представляет собой вдохновенный моно­лог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, кото­рым написано произведение, становится замет­ным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы – вос­торженные

фразы, восклицания:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют.

“Возлюбленная тишина” – эпитет, использу­ющийся поэтом во многих одах, – характеризу­ет здесь не только установление мира между на­родами, но и прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции, сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиться процветания России. По глубокому убеждению Ломоносова, наступление этого мира и сплочен­ности зависело непосредственно от характера го­сударственного правления и, прежде всего, от личности монарха. На Елизавету Петровну в этом отношении автором возлагались особенно боль­шие надежды.

Для “Оды на день восшествия…”, как и для многих других од поэта, характерно стремление выдавать желаемое за действительное, показы­вать события, которые еще не произошли, так, будто это уже свершившийся факт. Именно та­кой прием прослеживается в строках, в которых говорится о вкладе императрицы в развитие наук:

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.

Ломоносов не только восхваляет науки, он также призывает, указывая на пример Петра, крепить национальную мощь России, развивать промышленность, искусство, образование. Он воспевает также “вечную славу” героических предков, рисует развернутые картины величия, могущества, неисчерпаемых природных богатств страны, славит героический характер русского человека.

В своей оде автор пишет о прекращении войн с легкой руки Елизаветы, о том, что новая импе­ратрица “довольство муз усугубляет”, “отвер­зая” двери к счастью.

Ломоносов намеренно восхваляет деяния мо­нархини в надежде на то, что, услышав “глас на­рода” и уже получив похвалу, государыня сдела­ет все возможное для того, чтобы претворить меч­ты русских людей в жизнь.

Новаторство поэта проявляется также в том, что, посвящая свою оду императрице, он в то же время восхваляет просторы Русской земли, ее богатство и красоту, ее величие и славу:

Там Лена чистой быстриной,

Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет,

Сравнившись морю шириной.

Характер патетически-взволнованной речи придают оде Ломоносова и многочисленные об­ращения к лире, к музам, к пламенным звукам, к “Невтонам” и “Платонам”, которых в великом множестве может “Российская земля рождать”. Важное место отводит автор и многочисленным олицетворениям, метафорам, аллегориям и ги­перболам. С помощью этих олицетворений и ме­тафор явления и отвлеченные понятия становят­ся у поэта участниками большого всеобщего тор­жества:

Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,

К сему монарху говоря…

С торжественным призывом обращается Ло­моносов и к молодому поколению, пробуждая в нем стремление посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых.

При этом автор проникновенно заявляет о пользе науки для всех возрастов в самых различ­ных обстоятельствах:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

По глубокому убеждению поэта, высокий слог служит единственной и важнейшей цели: пробу­дить умы и души людей – не только государ­ственных деятелей, но и простого народа, при­влечь их внимание к наиглавнейшим вопросам и проблемам современности.

Для создания такого торжественного, высоко­го слога автор широко использует славянизмы: “бряцает”, “зиждитель”, “паства”, “лик”, “зрак” и т. д. Он также вводит усеченные формы прила­гательных: “божественны науки”, “небесну дщерь”. Мифологические образы, необычные рифмы, восклицания, риторические вопросы, различные виды тропов – все эти приемы при­званы усилить эмоциональное воздействие на читателя.

“Ода на день восшествия…” стала ярким при­мером использования поэтом разработанной им же силлабо-тонической формы стиха, в которой, как и раньше, соблюдается равное количество слогов, но ударения расположены упорядоченно, то есть в соответствии с принятым автором раз­мером.

Введенная М. В. Ломоносовым, эта форма впоследствии станет одной из самых распростра­ненных в русской литературе, так же как и из­бранный им стихотворный размер. Большинство од поэта написано ямбом, поскольку именно его Ломоносов считал самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.

Таким образом, художественное своеобразие “Оды на день восшествия на всероссийский пре­стол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года” очень велико. Оно заключается в том, что, во-первых, с ее по­мощью автор превратил похвальную оду в сред­ство просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-политических идей, прославил свою родину, ее природу, ее на­род, ее правителей.

Во-вторых, в своем произведении поэт мастер­ски использовал все существовавшие ранее и со­зданные вновь художественные формы языка, стихотворной речи, применил оригинальные об­разные конструкции, придавшие стихотворению совершенно новое, торжественное звучание и уси­лившие воздействие на читателя. Приведенные в оде средства и формы Ломоносов продолжал совершенствовать и широко использовать в сво­ем последующем творчестве, доведя жанр по­хвальной оды до наивысших вершин художе­ственного мастерства.

Глоссарий:

– сочинение на тему науки юношей питают

– план ода на день восшествия на всероссийский престол

– метафоры в оде на день восшествия

– метафоры в оде ломоносова на день восшествия

– ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны краткое содержание


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА”