Конспект урока письма и развития речи в 8 классе “Описание предмета”

КОУ Омской области “Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида”.

Урок письма и развития речи в 8 классе по теме

“Описание предмета”.

Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова.

ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста – описания.

ЗАДАЧИ:

1) учить описывать предмет, используя простые и сложные предложения; упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные

признаки описываемого предмета;

2) развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста; определять тип текста;

3) воспитывать интерес к слову;

4) коррекция речемыслительных процессов, мышления, воображения.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ :

ОБОРУДОВАНИЕ : карточка “Речевая разминка”, карточка с текстами “Лампочка”,

ХОД УРОКА.

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОГИМНАСТИКА № 2.

Сотвори в небе солнце.

В природе есть солнце. Оно светит и все любит и греет. Давай сотворим солнце в небе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направим к ней

лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась.

Направим лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.

Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем! ( руки в стороны).

2) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

– Сегодня на уроке, ребята, мы будем учиться составлять текст – описание, используя простые и сложные предложения.

3) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА № 17 . .

А) Он признался ножу:

– Без работы я лежу!

Построгай меня, дружок,

Чтобы я трудиться мог!

Б) В снежном поле на дороге

Мчится конь мой одноногий,

И на много, много лет

Оставляет черный след.

В) Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И в работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

А сегодня вечерком

Он и чертит, и рисует,

Он раскрасил мой альбом

– Прочитайте предложенные тексты про себя.

Произведения какого жанра перед нами? (Загадки).

– Прочитайте загадки по порядку.

– Какой предмет “спрятался” в них?

– Как вы догадались, что это карандаш?

– Назовите слова, которые помогают представить предмет.

– Какие действия выполняет карандаш? (Пишет, рисует, раскрашивает).

– С какими предметами сравнивается карандаш? Назовите сравнения.( Лист тетрадный как поле, грифель сравнивается с сердечком, карандаш – конь одноногий).

– Прочитайте загадки выразительно, соблюдая паузы, интонацию.

– Какой звук слышится отчетливо в 1 тексте? (Ж). Читаем хором текст 1, отчетливо произносим звук ( ж ).

– Какой звук слышится во 2 тексте? ( Г ). Читаем хором текст, отчетливо произносим звук “г”.

– Какой звук отчетливо слышится в 3 тексте? (Д, Ч). Читаем хором текст, отчетливо произносим звуки “д”, “ч”.

– Прочитайте 3 загадку с различными интонациями : с радостью. с восторгом, с печалью в голосе, разочарованно, жалобно, равнодушно.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

– Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя.

Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

4.1. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕКСТОВ.

– О б р а т и м с я к п р е д л о ж е н н ы м т е к с т а м :

Лампочка, даже самая маленькая, удивительна. По вечерам она, как волшебник, озаряет наши дома радостным светом. Горит лампочка ярко, даже глазам больно смотреть на нее.

Похожа она на хрустальный грушевидный шар, в котором заключен маленький кусочек солнца.

2) Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, высота 8 сантиметров. Наружная часть стеклянная, только на самом верху металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне – марка завода.

Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружинка.

-Прочитайте 1 текст.

– С кем или чем сравнивается предмет?

– На что она похожа?

– Какие красочные слова подбирает автор для описания лампочки? ( маленькая, удивительная, яркая).

– Прочитайте 2 текст.

– О каких признаках предмета сообщается во 2 тексте?

( Материал? Форма? Дополнительный признак? Для чего служит?)

– А как говорится об этих же признаках в 1 тексте?

– Почему эти описания так различаются?

– Какой из текстов вы могли бы встретить в художественной книге?

– Какой текст взят из инструкции или из энциклопедического словаря?

– Какой текст относится к художественному стилю, а какой – к научному?

4.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ.

Общее впечатление о предмете.

Указание на признаки, детали ( что следует описать. На что обратить внимание?)

Отношение к предмету ( чем он вам дорог, почему запомнился?).

4.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.

– Рассмотрим последовательность работы на примере книги.

А) Представь предмет.

Б) Выдели части, детали из общей картины.(цвет, размер, форма, иллюстрации, форзац).

В) Подумай с чем можно сравнить предмет.( книга – шкатулка, коробка с секретом).

Г) Найди слова, характеризующие предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты:

КРАСИВЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, ЯРКИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, НАРЯДНЫЙ, УДОБНЫЙ, НУЖНЫЙ.

Д) При описании предмета используйте простые и сложные предложения.

– Какие предложения называются простыми?

– Какие предложения называются сложными? Какие союзы будете использовать при построении сложных предложений?( как, где, когда, что, чтобы, потому что).

– А теперь, когда вы имеете план работы, знаете, на какие детали обратить внимание и как выразить свое отношение к предмету, можно приступать к работе. Постарайтесь описать предмет ярко, образно, выразительно, интересно.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ( 20-25 минут).

( Учащимся предложено описать на выбор 1 из предметов : игрушка-машинка, настенные часы, снежинка, подушка, книга, самодельный лук для стрельбы, яблоко, и др).

– В ходе сам. работы учитель координирует работу учащихся, помогает, исправляет неточности, речевые ошибки.

6. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ – ОПИСАНИЙ ВСЛУХ.

АНАЛИЗ РАБОТ ( поверхностный).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

– Обобщение;

– Оценивание работ уч-ся.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока письма и развития речи в 8 классе “Описание предмета”