Конспект урока письма и развития речи в 8 классе “Описание предмета”
КОУ Омской области “Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида”.
Урок письма и развития речи в 8 классе по теме
“Описание предмета”.
Учитель: Евгения Владимировна Евдокимова.
ЦЕЛЬ: Учить составлению простых и сложных предложений для текста – описания.
ЗАДАЧИ:
1) учить описывать предмет, используя простые и сложные предложения; упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные
2) развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста; определять тип текста;
3) воспитывать интерес к слову;
4) коррекция речемыслительных процессов, мышления, воображения.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ :
ОБОРУДОВАНИЕ : карточка “Речевая разминка”, карточка с текстами “Лампочка”,
ХОД УРОКА.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОГИМНАСТИКА № 2.
Сотвори в небе солнце.
В природе есть солнце. Оно светит и все любит и греет. Давай сотворим солнце в небе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направим к ней
Направим лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.
Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем! ( руки в стороны).
2) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
– Сегодня на уроке, ребята, мы будем учиться составлять текст – описание, используя простые и сложные предложения.
3) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА № 17 . .
А) Он признался ножу:
– Без работы я лежу!
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог!
Б) В снежном поле на дороге
Мчится конь мой одноногий,
И на много, много лет
Оставляет черный след.
В) Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И в работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует,
Он раскрасил мой альбом
– Прочитайте предложенные тексты про себя.
Произведения какого жанра перед нами? (Загадки).
– Прочитайте загадки по порядку.
– Какой предмет “спрятался” в них?
– Как вы догадались, что это карандаш?
– Назовите слова, которые помогают представить предмет.
– Какие действия выполняет карандаш? (Пишет, рисует, раскрашивает).
– С какими предметами сравнивается карандаш? Назовите сравнения.( Лист тетрадный как поле, грифель сравнивается с сердечком, карандаш – конь одноногий).
– Прочитайте загадки выразительно, соблюдая паузы, интонацию.
– Какой звук слышится отчетливо в 1 тексте? (Ж). Читаем хором текст 1, отчетливо произносим звук ( ж ).
– Какой звук слышится во 2 тексте? ( Г ). Читаем хором текст, отчетливо произносим звук “г”.
– Какой звук отчетливо слышится в 3 тексте? (Д, Ч). Читаем хором текст, отчетливо произносим звуки “д”, “ч”.
– Прочитайте 3 загадку с различными интонациями : с радостью. с восторгом, с печалью в голосе, разочарованно, жалобно, равнодушно.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
– Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия писателя.
Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.
4.1. АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕКСТОВ.
– О б р а т и м с я к п р е д л о ж е н н ы м т е к с т а м :
Лампочка, даже самая маленькая, удивительна. По вечерам она, как волшебник, озаряет наши дома радостным светом. Горит лампочка ярко, даже глазам больно смотреть на нее.
Похожа она на хрустальный грушевидный шар, в котором заключен маленький кусочек солнца.
2) Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, высота 8 сантиметров. Наружная часть стеклянная, только на самом верху металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне – марка завода.
Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружинка.
-Прочитайте 1 текст.
– С кем или чем сравнивается предмет?
– На что она похожа?
– Какие красочные слова подбирает автор для описания лампочки? ( маленькая, удивительная, яркая).
– Прочитайте 2 текст.
– О каких признаках предмета сообщается во 2 тексте?
( Материал? Форма? Дополнительный признак? Для чего служит?)
– А как говорится об этих же признаках в 1 тексте?
– Почему эти описания так различаются?
– Какой из текстов вы могли бы встретить в художественной книге?
– Какой текст взят из инструкции или из энциклопедического словаря?
– Какой текст относится к художественному стилю, а какой – к научному?
4.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ.
Общее впечатление о предмете.
Указание на признаки, детали ( что следует описать. На что обратить внимание?)
Отношение к предмету ( чем он вам дорог, почему запомнился?).
4.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.
– Рассмотрим последовательность работы на примере книги.
А) Представь предмет.
Б) Выдели части, детали из общей картины.(цвет, размер, форма, иллюстрации, форзац).
В) Подумай с чем можно сравнить предмет.( книга – шкатулка, коробка с секретом).
Г) Найди слова, характеризующие предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты:
КРАСИВЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, ЯРКИЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, НАРЯДНЫЙ, УДОБНЫЙ, НУЖНЫЙ.
Д) При описании предмета используйте простые и сложные предложения.
– Какие предложения называются простыми?
– Какие предложения называются сложными? Какие союзы будете использовать при построении сложных предложений?( как, где, когда, что, чтобы, потому что).
– А теперь, когда вы имеете план работы, знаете, на какие детали обратить внимание и как выразить свое отношение к предмету, можно приступать к работе. Постарайтесь описать предмет ярко, образно, выразительно, интересно.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ( 20-25 минут).
( Учащимся предложено описать на выбор 1 из предметов : игрушка-машинка, настенные часы, снежинка, подушка, книга, самодельный лук для стрельбы, яблоко, и др).
– В ходе сам. работы учитель координирует работу учащихся, помогает, исправляет неточности, речевые ошибки.
6. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ – ОПИСАНИЙ ВСЛУХ.
АНАЛИЗ РАБОТ ( поверхностный).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
– Обобщение;
– Оценивание работ уч-ся.