Урок на тему: “Вступление. Из песенных сокровищ”

Цель: с помощью предложенных задач выявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме, закрепить их; развивать внимание, память, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания и применять их во время выполнения задач; воспитывать настойчивость, старательность, силу воли, интерес к следствиям собственной работы, пунктуальность.

Тип урока: контроль, коррекция знаний и умений.

Оборудование: тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

III. Объяснение учителя к выполнению тематической контрольной работы.

IV. Ход контрольной работы.

I вариант.

Начальный уровень.

1. Начиная с какого столетия славяне используют бумагу для написания книг?

А) ХІІ ст.; б) Х ст.; в) ХІ с т.

2. “Ой на горе и жнецы жнут” принадлежит к песням:

А) казацким; б) чумацким; в) жатвенным.

3. Какая птица похитила миленького от молодицы (“Шутливые коломыйки”)?

А) грач; б) ворон; в) орел.

Средний уровень.

4. Чем болеет Андрей, герой шутливых коломыек?

5. Назовите известные вам казацкие песни.

6. Почему художественная литература – высочайший род искусства?

Достаточный уровень.

Дайте ответ на один из вопросов.

7. Мотивируйте, почему И. Франко считает, что книга – морская глубина.

8. Докажите, что народная песня имеет не только познавательное, а и воспитательное значение.

9. Какие недостатки человеческого характера высмеиваются в шутливых коломыйках? Приведите 2-3 примера.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:

10. “В песнях оживает история моего народа”.

11. “Книга – узда для тела и души”.

12. “Простота и мудрость коломыек”.

ІІ вариант.

Начальный уровень.

1. Какая из пословиц о книге имеет другой смысл:

А) С книгой жить – с добром дружить.

Б) В доме без книги, как без окон, темно.

В) Знание – это солнце, книга – окно.

2. Героя какой песни мать сначала прогоняла из дома, а потом звала вернуться?

А) “Ой в степи криниченька”; б) “Гул, гул по дубраве”; в) “Ой на горе и жнецы жнут”.

3. Определите последнюю строку цикла коломыек “Досуг молодежи”.

А) “Что-то я такая охочая в воскресенье к танцам”;

Б) “Каждый так себе поет, как ему на душе”;

В) “Так как уж у меня, молодого, болит под грудь”.

Средний уровень.

4. Каким образом влияет коломыйка на ее исполнителей (“Досуг молодежи”)?

5. О каких знаменитых гетманах Украины упоминается в песне “Ой на горе и жнецы жнут”?

6. Назовите функции литературы.

Дополнительный уровень.

Дайте ответ на один из вопросов.

7. Прокомментируйте высказывание Д. Павлычко о том, что жизнь без книги – дом без окон.

8. Почему, на ваш взгляд, народные песни и сейчас остаются животворным источником литературы?

9. Сравните коломыйку с народной песней.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:

10. “Песня – казна нашей мудрости, нашей истории”.

11. “Большая польза бывает от учения книжного”.

12. “Актуальность коломыек среди украинцев.

ІІІ вариант.

Начальный уровень.

1. Художественная литература отображает жизнь человека:

А) в наиболее общем виде; б) в динамическом развитии; в) с помощью линий и красок.

2. В какой песне рассказывается о гибели казака на Московщине?

А) “Стоит явор над водой”; б) “Ой в степи криниченька”; в) “Гул, гул по дубраве”.

3. Из-за чего “четыре легиники”, оборачивая сено, поубегали (“Шутливые

Коломыйки”)? Так как:

А) захотелось спать; б) решили пойти выкупаться в пруду; в) зашелестела мышь.

Средний уровень.

4. Какой вред нанес овощу герой шутливых коломыек?

5. Какие жанры социально-бытовых песен вам известны? Назовите их.

6. Когда появились первые печатные книги на Украине?

Достаточный уровень.

Дайте ответ на один из вопросов.

7. Обоснуйте бытование народной мысли: “Кто много читает, тот много и знает”.

8. Выскажите собственную точку зрения относительно исторического возникновения коломыек как песенного жанра.

9. Мотивируйте, почему говорят, что песня – это душа народа.

Высокий уровень.

Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.

10. “Народ – творец украинской песни”.

11. “Книга – источник мудрости”.

12. “Коломыйка – неотъемлемый спутник будней и праздников украинского народа”.

IV. Итог урока.

V. Домашняя задача.

Подготовить мини-доклад о биографии И. Франко, знать идейно-художественное содержание І, ІІ разделов произведения писателя “Захар Беркут”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок на тему: “Вступление. Из песенных сокровищ”