Урок на тему: “Вступление. Из песенных сокровищ”
Цель: с помощью предложенных задач выявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме, закрепить их; развивать внимание, память, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания и применять их во время выполнения задач; воспитывать настойчивость, старательность, силу воли, интерес к следствиям собственной работы, пунктуальность.
Тип урока: контроль, коррекция знаний и умений.
Оборудование: тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.
Мотивация учебной деятельности учеников.
III. Объяснение учителя к выполнению тематической контрольной работы.
IV. Ход контрольной работы.
I вариант.
Начальный уровень.
1. Начиная с какого столетия славяне используют бумагу для написания книг?
А) ХІІ ст.; б) Х ст.; в) ХІ с т.
2. “Ой на горе и жнецы жнут” принадлежит к песням:
А) казацким; б) чумацким; в) жатвенным.
3. Какая птица похитила миленького от молодицы (“Шутливые коломыйки”)?
А) грач; б) ворон; в) орел.
Средний уровень.
4. Чем болеет Андрей, герой шутливых коломыек?
5. Назовите
6. Почему художественная литература – высочайший род искусства?
Достаточный уровень.
Дайте ответ на один из вопросов.
7. Мотивируйте, почему И. Франко считает, что книга – морская глубина.
8. Докажите, что народная песня имеет не только познавательное, а и воспитательное значение.
9. Какие недостатки человеческого характера высмеиваются в шутливых коломыйках? Приведите 2-3 примера.
Высокий уровень.
Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:
10. “В песнях оживает история моего народа”.
11. “Книга – узда для тела и души”.
12. “Простота и мудрость коломыек”.
ІІ вариант.
Начальный уровень.
1. Какая из пословиц о книге имеет другой смысл:
А) С книгой жить – с добром дружить.
Б) В доме без книги, как без окон, темно.
В) Знание – это солнце, книга – окно.
2. Героя какой песни мать сначала прогоняла из дома, а потом звала вернуться?
А) “Ой в степи криниченька”; б) “Гул, гул по дубраве”; в) “Ой на горе и жнецы жнут”.
3. Определите последнюю строку цикла коломыек “Досуг молодежи”.
А) “Что-то я такая охочая в воскресенье к танцам”;
Б) “Каждый так себе поет, как ему на душе”;
В) “Так как уж у меня, молодого, болит под грудь”.
Средний уровень.
4. Каким образом влияет коломыйка на ее исполнителей (“Досуг молодежи”)?
5. О каких знаменитых гетманах Украины упоминается в песне “Ой на горе и жнецы жнут”?
6. Назовите функции литературы.
Дополнительный уровень.
Дайте ответ на один из вопросов.
7. Прокомментируйте высказывание Д. Павлычко о том, что жизнь без книги – дом без окон.
8. Почему, на ваш взгляд, народные песни и сейчас остаются животворным источником литературы?
9. Сравните коломыйку с народной песней.
Высокий уровень.
Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:
10. “Песня – казна нашей мудрости, нашей истории”.
11. “Большая польза бывает от учения книжного”.
12. “Актуальность коломыек среди украинцев.
ІІІ вариант.
Начальный уровень.
1. Художественная литература отображает жизнь человека:
А) в наиболее общем виде; б) в динамическом развитии; в) с помощью линий и красок.
2. В какой песне рассказывается о гибели казака на Московщине?
А) “Стоит явор над водой”; б) “Ой в степи криниченька”; в) “Гул, гул по дубраве”.
3. Из-за чего “четыре легиники”, оборачивая сено, поубегали (“Шутливые
Коломыйки”)? Так как:
А) захотелось спать; б) решили пойти выкупаться в пруду; в) зашелестела мышь.
Средний уровень.
4. Какой вред нанес овощу герой шутливых коломыек?
5. Какие жанры социально-бытовых песен вам известны? Назовите их.
6. Когда появились первые печатные книги на Украине?
Достаточный уровень.
Дайте ответ на один из вопросов.
7. Обоснуйте бытование народной мысли: “Кто много читает, тот много и знает”.
8. Выскажите собственную точку зрения относительно исторического возникновения коломыек как песенного жанра.
9. Мотивируйте, почему говорят, что песня – это душа народа.
Высокий уровень.
Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.
10. “Народ – творец украинской песни”.
11. “Книга – источник мудрости”.
12. “Коломыйка – неотъемлемый спутник будней и праздников украинского народа”.
IV. Итог урока.
V. Домашняя задача.
Подготовить мини-доклад о биографии И. Франко, знать идейно-художественное содержание І, ІІ разделов произведения писателя “Захар Беркут”.