Урок на тему: Сербская народная баллада “Смерть матери Юговичей”



Цель : ознакомиться с исторической основой, сюжетом сербской народной баллады, развивать умение выразительно читать и анализировать текст, учить определять драматизм, эпический мотив и художественные особенности произведения: повторы, символику чисел, монологи-обращения и т. п.

Оборудование: Карта современной Европы. Карта Косово (до завоевания края турками).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание. – фольклор – это… – сюжет – это… – баллада – это… – эпитет – это… – герой –

это… – метафора – это… – монолог – это… – анафора – это…

2. Что вы знаете о современном крае Косово?

II. Изучение нового материала.

1. Объявление темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

В то время как в английских городах и селах распространялись увлекающие рассказы о Робин Гуде, юго-восточные славяне создают свои песни, баллады, легенды, которые отображают как историю этих народов, так и эстетичные стремления, духовные достояния, идеалы счастья и свободы. Основным содержанием сербской эпической поэзии является борьба против чужеземных захватчиков – османских

турок, которые поработили сербов в конце XIV – в начале XV столетий, жестоко притесняя свободолюбивый сербский народ. Вместе с тем в сербских эпических песнях заметен отголосок старинных легенд и пересказов, они обвиты народной фантазией, которая своими истоками достигает мифологии.

2. Домашняя предварительная задача.

Историческая справка.

1-й ученик. Переломным моментом в истории сербского народа и его государственности стала битва на Косовом Поле 15 июня 1389 г. Косово Поле (серб.- “Поле черных дроздов”) известно как место наибольших битв в истории борьбы балканских славян с турками. На поле стояло два войска.

Турецкие отряды возглавлял султан Мурад с двумя сыновьями, сербские отряды – князь Лазарь с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями – Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Турецкое войско было втрое большим, но решительность сербов отстоять родную землю уравновешивала силы.

2-й ученик. Битва началась в 6 часов утра и была очень кровопролитной. Количество воинов точно неизвестно, по одним данными у султана было 30 тысяч человек, а у сербов – 15-20 тысяч, по другим – до 300 и 80 тысяч соответственно. По некоторым данным султана убил серб Милош Обилич, который, выдав себя за перебежчика проник в шатер султана и заколол его ножом.

Но сразу после гибели султана турецкое войско возглавил его сын Балзид. Сербское войско уже побеждало, когда один из его отрядов под предводительством Вука Бранковича – неизвестно, из-за чего отступил за реку Ситницу, а за ним побежали и другие. Полки сербов были разбиты.

Погиб Юг-Богдан с девятью сыновьями, а раненый князь Лазарь попал в плен и был казнен.

3-й ученик. Со времени этой битвы сербы были окончательно порабощены турками. Они были вынуждены платить дань и поставлять войско в османскую армию.

После битвы на Косовом Поле Сербия превратилась в вассала Османской империи, а в 1459 году вошла в ее состав. Косово Поле вошло в историю как символ гибели независимой Сербии и начала турецкого рабства.

Литературная справка.

4-й ученик. Сербские юношеские песни – часть героического эпоса южных славян. Название этих произведений происходит от слова “юноша”, что означало “богатырь”, “герой”.

“Смерть матери Юговичей” принадлежит к Косовскому циклу юношеских песен. Это трагический рассказ о горе женщины, чьи девять сыновей и муж погибли в бою. Мать не просто идет на Косово Поле узнать о судьбе сыновей и мужа, она просит у Бога крылья лебединые, чтобы полететь к ним, но женщина увидела своих сыновей уже мертвыми.

Сыновья и муж погибли, выполняя священный долг защищать родной край.

3. Закрепление изученного материала.

Работа со статьей учебника.

– Какие исторические события отображены в песне “Смерть матери Юговичей”?

– Каково значение Косовской битвы в истории сербского народа?

– Объясните название “юношеские песни”.

– Что вам известно о Юге-Богдане и его сыновьях?

– Какие добродетели восхваляют сербы в песне?

4. Выразительное чтение произведения.

ІІІ. Анализ и осмысление текста баллады.

Беседа.

– О чем молила Бога мать Юговичей? Что она увидела на Косовом поле?

– Почему мать не оплакивает своих сыновей? Объясните слова песни:

“И твердое старая имела сердце и слезы горькой не уронила…”.

– В чем смысл этого рефрена?

– С чем мать Юговичей вернулась домой?

– Как в произведении описано горе вдов и сирот? Что усиливает драматизм ситуации?

– Какие мотивы усиливает описание полночной тревоги Демьянового коня?

– Как Демьян “возвращается” домой после смерти? В чем символика такого возвращения?

– Какими чувствами проникнут последний монолог матери? Можно ли его назвать кульминационным в трагическом напряжении песни?

– Почему гибель героев и поражение сербов в Косовской битве описана через переживание и смерть от горя матери?

– В чем драматизм песни?

– Какие идеалы сербского народа отображены в балладе? Аргументируйте мысль.

– В чем сходство сербской эпической песни и украинских казацких дум?

5. Составление схемы. Осмысление центрального образа песни.

ІІІ. Закрепление изученного материала.

1. Письменная работа (работа в группах).

– Выпишите постоянные эпитеты, сравнения, повторы. Выясните их значение для раскрытия образов, главной идеи произведения.

– Найдите символы в произведении, которые воплощают: героизм и отвагу молодого воина (“ясень сокол”); военную героическую судьбу (“конь юношеский”); вестники смерти (вороны); символ власти (правая рука).

– Объясните символику чисел “три”, “девять”. Запишите примеры их употребления в песне.

2. Микрофон.

Всегда ли смерть, гибель является поражением? В качестве аргументов используйте ведущие идеи сербской песни “Смерть матери Юговичей”.

3. Составление обобщающей таблицы.

Страна Название произведения Главный герой Какие моральные

Ценности утверждаются.

ІV. Домашняя задача.

Составить план произведения. Выписать эпитеты, повторы, объяснить их значение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок на тему: Сербская народная баллада “Смерть матери Юговичей”