Урок на тему: Жизнеутверждающая лирика Анакреонта



Тема. Жизнеутверждающая лирика Анакреонта

Цель : Ознакомить с биографическими сведениями об Анакреонта, учить определять особенности лирики поэта; развивать ассоциативное мышление; воспитывать оптимистичный, жизнеутверждающий взгляд на мир.

Оборудование: Тексты поэзий Анакреонта.

Анакреонт – классический поэт Давности, который воспевал любовь. Ф. Енгельс Анакреонт сладкоречив, Сапфо сладкоречива. Неизвестный античный автор

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний

1. создание ассоциативного грона на тему “Сапфо”

Какие

ассоциации возникают у вас, когда вы упоминаете имя Сапфо? Например:

2. Проверка домашней задачи

Произведение-Миниатюра “письмо к Сапфо”.

II. Мотивация учебной деятельности

– Один из героев известного романа л. Толстого “Анна Каренина”, Степан Аркадьевич Облонский, встретив своего приятеля Алексея Вронского и заметив особый блеск в его глазах после встречи с Анною, старается припомнить строки из известной поэзии:

Узнают коней ретивых по каким-то их таврам, я любовников счастливых узнаю по их глазам.

Какой же стих старался припомнить Облонский?

Это перевод

О. С. Пушкина поэзии неизвестного автора, который писал в стиле Анакреонта. Такие наследование были численными и получили название анакреонтики1.

Анакреонтика – поэтическое направление, которое использует мотивы любовной и застольной лирики Анакреонта; распространился во времена поздней античности.

А вот текст поэзии, которую так напряженно стремился припомнить герой романа Толстого:

Узнают коней ретивых По их выжженным таврам. Узнаю парфянином кичливых По высоким клобукам1.

Я любовников счастливых Узнаю по их глазам: В них сияет пламень томный – Наслаждений знак нескромный.

III. Изучение нового материала

1. “знакомые незнакомцы”

– Что вы знаете об Анакреонта, какие ассоциации с ним связывают?

(Очень популярный певец любви, имел подражателей, писал высокохудожественные произведения – “Анакреонт сладкоречив” и т. п..)

2. слово учителя

– Творчество Анакреонта принадлежит к VI ст. к н. э. Родился поэт на острове Теос в Малой Азии, жил при дворах правителей на острове Самос, в Афинах, Фессалии. Почти все поэзии Анакреонта жизнерадостные, веселые. Главные темы стихов – любовь и вино, но они излагаются не серьезно, как, например, в Сапфо, а в виде остроумной, легкой игры.

В своих поэзиях Анакреонт любит изображать себя седым, но жизнерадостным старцем, большим почитателем вина и любовных приключений.

Поэзии Анакреонта небольшие за размером, легкие и утонченные.

От поздней античности остался сборник Анакреонта, так называемые “анакреонтичные поэзии”, которые на протяжении продолжительного времени считались настоящими произведениями древнегреческого поэта и послужили причиной появления целого направления в европейской поэзии – анакреонтики.

3. Чтение и анализ поэзий Анакреонта

1) “Принеси воды, юнак…”

Выразительное чтение поэзии подготовленным учеником

Принеси воды, юнак, и вина подай быстро, И венки ароматные из цветов, чтобы с Эротом сразиться. Клобук – главный убор монахов: высокая шапка с покрывалом. Ну же, пьем не как скифы, которые без песни сидят тихо. Не люблю я скучать: на банкете с вином вместе.

Давай песню, сердцу мылу. Об Эроте, что повязки из ароматных носит цветов, Песню буду я петь: он, властитель над богами, Й людей также подчиняет. (Перевод В. Масленка)

Беседа

Что необходимо лирическому герою для счастья? (Банкет, вино, ароматные Цветы, песни, любовь)

Какого бога считает лирический герой главнейшим и чему? (Эрота – Сына Афродиты, бога любви, так как чувство любви, которая подчиняет и людей,

И богов, для него – важнейшее в жизни.)

Сравните прочитанный стих и поэзию Анакреонта “Что же сухо В чаше дно?”

Что же сухо в чаше дно? Наливай мнет, мальчик резвый, Только пьяное вино раствори водой трезвой. Мы не скифы, не люблю, Друзья, пьянствовать бесчинно: Нет, за чашей я пою иль беседую невинно.

(Перевод О. С. Пушкина)

(Греки разбавляли вино водой, поэтому некогда не были пьяными, они вообще не уважали пьянство.)

2) “Златовласый Эрот…”

Выразительное чтение поэзии подготовленным учеником

Златовласый Эрот меня Снова попал пурпурным мячом – Девушку в цветных сандалиях теперь Говорит мне забавлять. Лишь осталась проклятая девушка,- С лесбосу знаменитого родом оно,- Да и, осмеяв мою седину, Другому соблазнительно моргает. (Перевод А. Содоморы)

Беседа

Какую картину вы воображали во время чтения поэзии?

Какие образы использованы в стихе? (Златовласый Эрот, пурпурный мяч, девушка в цветных сандалиях)

Какие цвета преобладают в стихе? (Золотой, пурпурный, разноцветный – эпитеты.)

Объясните содержание поэзии. (Эрот, в который раз распорядился судьбой героя: теперь он влюбился в девушку родом из Лесбоса. Но девушка через немолодой возраст героя избрала другого.)

Сформулируйте идею поэзии. (Эрот решает судьбы богов и людей: он заставляет их влюбляться и нередко безнадежно, приносит страдание даже таким легкомысленным мужчинам, как седой старый герой этой поэзии.)

4. Знакомство с анакреонтической поэзией 1) “Грустно жить не любя”

Выразительное чтение поэзии учителем

* * *

Грустно жить не любя, Грустно жить и полюбив, грустно же от всего надуть в любви. Все Эрот под ноги топчет – человеческую мудрость и обычаи, Только серебро все уважают. Пусть поэтому добра не будет, Кто первейший стремился серебра!

Через то братьев не стало, Через то и родня не родная, Через то убийства, войны, И более всего нас, любовников, Через то всюду гибнет.

(Перевод Г. Кочура)

“Свободное письмо”

Беседа

Из-за чего грустит лирический герой? (Пустая человеческая жизнь без любви,

Но измена любимого человека еще худшая. Стремление обогащения заставляет людей

Предавать тех, кого они любят.)

Определите идею поэзии.

(Только серебро все уважают. Пусть поэтому добра не будет, Кто первейший стремился серебра!)

2) “Дай мне Гомера лиру…”

Выразительное чтение поэзии учеником

* * * Дай мне Гомера лиру. Без струны, которая зовет к бою, Принеси глубокий бокал І те предписания, которые говорят, как с вином смешать воду. Выпью немного – и затанцую, І, забыв об уважении, Струн затрону, запою Громкую застольную песню.

Дай мне Гомера лиру Без струны, которая зовет к бою.

(Перевод А. Содоморы)

Беседа

Какой главный образ поэзии? (Лира Гомера, в которой нет струны, которая зовет к бою.)

Как вы понимаете это уточнение автора? (Лирический герой хочет быть певцом, который есть не худшим от Гомера, но, в отличие от него, главными темами творчества считает любовь, веселье, развлечения. Автор не придает первоочередное значение патриотичным, гражданским призывам, он не стыдится этого и откровенно говорит об этом в стихе.) который художественное средство положено в основу главного образа поэзии? (Метафора) Сравните переводы А. Содоморы и Г. Ломоносова.

Мнет петь было бы в Трое, О Кадме мнет бы петь, Да гусли мнет в покое любовь велят звенеть. А гусли со струнами Вчера переменил и славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле любовь мнет петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят.

(Перевод М. В. Ломоносова)

IV. Обобщение и систематизация изученного

– какие основные темы и мотивы творчества Анакреонта?

– Что такое анакреонтика?

– Актуальные ли стихи Анакреонта в наше время?

– Прокомментируйте эпиграф к уроку.

– Что объединяет Анакреонта и Сапфо, кроме мастерского использования художественного слова?

V. Домашняя задача

Выучить определение анакреонтики, избрать любой стих античного автора для изучения наизусть, составить партитуру этого стиха для выразительного чтения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок на тему: Жизнеутверждающая лирика Анакреонта