Урок в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве”

Урок

Урок составила – Нигматзянова Светлана Николаевна, учитель высшей категории СОШ№130, г. Уфа, Башкортостан.

Урок в 7 классе на тему:

“Образ Салавата Юлаева в искусстве”

Цель: – познакомить с различными видами искусства,

Раскрывающими образ национального героя;

– Отработать навыки групповой деятельности на уроке;

– воспитание патриота своей страны, развитие интереса к культуре родного края.

Оформление: Видео фильм: “Оран”,музыкальное сопровождение аудиозаписи :А. Айткулов;песня “Уралым”в исполнении Р. Загретдинова. Живопись:репродукции картин А. Кузнецова, А. Лежнева, Р. Ишбулатова, Т. Нечаевой, М. Арсланова;фотографии памятника Салавату Юлаеву и бюстов Т. Нечаевой “Салават Юлаев”, выставка книг о Салавате.

Ход урока

1.Звучит песня “Уралым”.

Учитель читает стихотворение “Мой Урал” .

-Чье стихотворение вы только что услышали?

-Сегодня наш урок посвящен образу Салавата Юлаева, раскрытому в различнах жанрах искусства.

2.Знакомство с целями и задачами урока.

Весь класс поделен на 4 группы. На столе у каждой лежит листок со списком ребят, где первый по списку будет оценивать работу в группе за каждое задание на уроке. Учитель говорит о том, что на уроке необходимо внимательно слушать, чтобы к концу урока сдать заполненную таблицу(самостоятельно) по материалам, услышанным на уроке:

Вид искусства Автор Дата Произведение

3. Задание№1. Каждая команда, посоветовавшись, должна задать вопрос другой команде по биографии С. Юлаева.

(-Где и когда родился?-Где и когда был ранен?-Кем был его отец? С кем он судился за свою землю?- Где отряд Салавата присоединился к отряду Пугачева? – Куда и когда был отправлен на каторгу? И др.)

4. Учитель:- Ребята, нам очень трудно представить, а как же выглядел Салават? Давайте попробуем составить портрет из предметов, которые лежат на вашем столе. (У каждой команды(группы) рядом стоит стол, на котором лежат различные предметы:

1группа – лук и стрелы, пистолет, автомат, сабля;

2группа-малахай, тюбетейка, бейсболка, кашмау,

3группа – сапоги(итек), лапти, кроссовки, ботинки;

4группа – курай, кубыз, гармонь, гитара.

– Выберите нужный предмет и аргументируйте свой ответ.

(выбрали: лук истрелы, саблю, малахай, итек, курай).

Учитель: А теперь давайте снарядим ученика и наяву представим себе, как мог бы выглядеть наш герой.( Ученик входит в образ, читает стихотворение Салавата).

5. Учитель:- Ребята, не забывайте заполнять таблицу, потому что мы непосредственно переходим к видам искусства.

=Фольклор. – В каких жанрах этого вида воспет Салават?( песни, Предания, пословицы).

6. Работа с учебником. Чтение башкирской народной песни “Салават”.

-Почему народ не забыл Салавата?(он заступник, национальный герой, жаждущий свободы.)

Литература. Проза. Два ученика рассказывают об авторе романа”Салават Юлаев” – Степане Злобине и истории создания произведения.

7. Работа с раздаточным материалом. На каждый стол раздаются листочки с отрывками из романа, где особенно ярко описаны страдания героя.

-Какие чувства вызывают у вас эти отрывки?

=Музыка. Учитель: – Музыка всегда была близка башкирам и именно в этом виде искусства наибольшее число произведений о Салавате. Это и башкирские народные песни, и опера З. Исмагилова “Салават Юлаев” , и вокальная сюита А. Ключарева, и К. Алябьев писал музыку на стихи Салавата.

Подготовленные ученики рассказывают об опере “Салават Юлаев” и об авторе.

=Балет. Учитель:- В 1954 году был поставлен балет “Горный орел”, авторы музыки Н. Сабитов и Х. Ахметов, либретто А. Сафиуллина, партию Салавата танцевал А. Сафиуллин.

=Скульптура. Учитель:-Память о герое жива, а скульптурные изваяния помогают нашим современникам лучше представить национального героя.(Подготовленные уч-ся сообщают о Т. Нечаевой и С. Тавасиеве).В 1967 году был установлен памятник на самом высоком берегу Белой. Автор осетинец С. Тавасиев и архитектор М. Гайнутдинов.

Весит памятник 40 тонн. Выполнен из чугуна и бронзы. Высота-9,8 метров, постамент-10 метров.

Подготовленный ученик читает стих-е Н. Наджми “Два всадника”

-Каких всадников сравнивает автор в этом произв-ии?

=Живопись. Учитель:- Каждый Художник представляет себе Салавата по-своему. Но каждый из них наделяет героя лучшими качествами.

Рассмотрим репродукции картин Р. Ишбулатова “Непокоренная воля”, А. Кузнецова “Допрос Салавата”, А. Лежнева “Поимка Салавата”.

-Каким предстает перед нами наш Салават? Расставьте эти полотна в хронологическом порядке по вемени их создания.

=Кино. Учитель:- Даже в кино образ легендарного героя раскрывается неожиданно. В 1937 году в д. Тужиловка были сняты сцены к фильму “Пугачев”, где роль Салавата сыграл Р. Мухитзинов, а режиссером был Петров-Бытов и сценарий Ольги Форш.

Но особенным произведением в этом виде искусства считается художественный фильм “Салават Юлаев” по сценарию Степена Злобина снял фильм Ян Протазанов, а сыграл главную роль Арслан Мубаряков.( просмотр фрагмента из фильма).

=Поэзия. Учитель:- Назовите поэтов, которые писали о Салавате.(М. Карим, Н. Наджми, Р. Бикбаев, Ш. Бабич, Р. Нигмати и др.)

8.Подведение итогов. – Так почему же образ Салавата Юлаева так широко представлен в искусстве?

Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве”;(сильный уровень);

Составить кроссворд по материалу урока(средний уровень);

Составить викторину по материалу урока(слабый уровень.)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве”