Творческий путь М. Горького
Максим Горький — писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции — человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный (после революции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма.
Творческий
Но романтический герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».
На рубеже веков наступает новый период в творчестве Горького. В 1899 г. печатается Роман «Фома Гордеев», реализовавший принципы критического реализма. Горький обращается к драматургии («Мещане»,
Его интересует тема интеллигенции.
После революции 1905 г. Горький пишет роман «Мать» и пьесу «Враги», в которых проявились черты нового творческого метода — социалистического реализма.
С 1906 по 1913 г. Горький живет на Капри, где увлекается теорией богостроительства, в которой социализм превращался в новую религию, основанную на вере в неизбежное торжество социалистических идей, а народ становился богостроителем. Описание событий в романах и других произведениях этого периода очень плодотворно — повесть «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесы «Последние» и «Васса Железнова», сатирические «Русские сказки».
Возвратившись в Россию в 1913 г., Горький до 1921 г. переживает вместе со страной катаклизмы Первой мировой войны, революции, гражданской войны. «Сказки об Италии», «По Руси», «Детство», «В людях» написаны до революции. С октября тысяча девятисот семнадцатого по июнь 1918 г. в газете «Новая жизнь» публикуются статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них Горький критикует отрицательные явления, которые принесла с собой революция.
С позиций писателя-гуманиста он оценивает страшные факты насилия над человеческой жизнью, творимые «анархо-коммунистами».
С 1921 по 1929 г. Горький живет в Италии, где написаны «Мои университеты», «Дело Артамоновых», начата эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этот же период писатель работает над литературными портретами Л. Толстого, Чехова, Короленко и др. В 1931 г. Горький возвращается в СССР, проводит очень большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, положившего начало унификации литературы, сведению ее стилевого многообразия к социалистическому реализму.
- Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича) Максим Горький — литературный псевдоним А. М. Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего возраста началась жизнь «в людях»: «мальчик» в магазине, ученик и прислуга у чертежника, посудник на пароходах, ученик в иконописной мастерской, […]...
- Сочинение на тему: Максим Горький Горький — писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции — человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный (после революции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький […]...
- Творческий путь писателя Александр Иванович Куприн — выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную […]...
- Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн Творческий путь писателя Александр Иванович Куприн — выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Учась в кадетском корпусе, […]...
- Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва «томительно бедной жизни». 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
- ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва «томительно бедной жизни». 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. «Не столько отверженные, […]...
- Творческий и жизненный путь Блока Александра Александровича Поэтическая судьба А. А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. — символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал ко второму поколению символистов — младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами были Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), С. М. Соловьев, Вяч. И. Иванов), — именно его творчество, по мнению многих его современников, явилось […]...
- Жизнь и творческий путь Фредерика Стендаля, биография Фредерик Стендаль, биография «Жизнь и творческий путь Фредерика Стендаля» (1783-1842) Настоящее имя писателя — Анри Мари Бейль. Он родился в Гренобле на юге Франции в семье адвоката. Когда писателю было 7 лет, он потерял мать. Отец был весьма черствым и грубым человеком, поэтому нежная натура мальчика тянулась к дедушке по материной линии, который прививал мальчику […]...
- Творческий путь Куприна А. И Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 […]...
- Творческий путь Н. Рыленкова Николай Иванович Рыленков родился 2 (5) февраля 1909 года в деревне Алексово Рославльского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Учился в селе Тюнине. В 1926 г. закончил среднюю школу в г. Рославле, после чего работал сельским учителем, председателем сельского Совета. В 1933 г. окончил отделение языка и литературы. Н. И. Рыленков — участник Великой Отечественной […]...
- Творческий путь Б. А. Можаева Борис Андреевич Можаев родился в 1923 году в селе Пите-лине Рязанской области в крестьянской семье. В 1940 году окончил среднюю школу и поступил на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. В 1941 году был мобилизован. Тринадцать лет прослужил в Вооруженных силах. В 1948 году окончил Ленинградское высшее инженерно-техническое училище МВФ. Являясь курсантом училища, одновременно […]...
- Творческий путь Бориса Можаева Борис Андреевич Можаев родился 1 июня 1923 года в селе Пителине Рязанской области в крестьянской семье. В 1940 году окончил среднюю школу и поступил на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. В 1941 году был мобилизован. Тринадцать лет прослужил в Вооруженных Силах. В 1948 году окончил Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМФ. Являясь курсантом училища, […]...
- Творческий и жизненный путь Бунина Ивана Алексеевича Первые произведения И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга — юношеский сборник лирики — в 1891 г. Бунину предстоял более чем шестидесятилетний путь в литературе, который окажется поделенным на две хронологически примерно равные части — дооктябрьскую и эмигрантскую. Но хотя жизненная судьба писателя после катастрофических событий 1917 г. драматически осложнится, […]...
- Творческий путь Замятина Е. И Евгений Иванович Замятин — выдающийся русский писатель XX в., автор романов («Мы», «Бич Божий»), повестей («Уездное», «На куличках», «Алатырь», «Север», «Наводнение»), рассказов («Пещера», «Мамай», «Икс», «Ела» и др.), пьес («Огни святого Доминика», «Блоха», «Атилла» и др.), ряда критических статей и литературных портретов. Замятин обращается не только к национальным, но и к европейским темам и мотивам. […]...
- Творческий путь Бунина И. А У птицы есть гнездо, у зверя есть нора… Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора. Сказать: «прости» — родному дому. У зверя есть нора, у птицы есть гнездо… Как бьется сердце горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой. Так Иван Алексеевич Бунин обозначил […]...
- Основные мотивы лирики и творческий путь А. А. Ахматовой «Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга. Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Описание событий в романах и других произведениях Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения […]...
- Творческий путь Шолохова М. А Михаил Александрович Шолохов — крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее «Тихий Дон» — одном из вершинных явлений литературы XX в. Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А. Д. […]...
- Биография Борис Пастернак жизнь и творческий путь Борис Пастернак — словно Бог нашей жизни. Для всего, что есть вечным, он нашел верные слова. В нем, как в поэте, объединились языческая радость бытия и глубокое христианское чувство. Его называли Гамлетом двадцатого столетия и всем просвещенным людям было знакомо его имя. Жизнь поэта была связана с живописью и музыкой. Творческая атмосфера царила в их […]...
- Жизненный и творческий путь Александра Ивановича Куприна Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX — начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском […]...
- Жизненный и творческий путь писателя Михаила Булгакова. Булгаков и Киев Цель : помочь ученикам определить основные вехи жизненного и творческого пути писателя, источники его творчества, истоки моральной стойкости, твердых принципов и убеждений; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного; воспитывать гуманистические идеалы. Оборудование : портрет писателя, материалы к биографии, киевские виды. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Анализ контрольной работы II. Мотивация […]...
- Жизненный и творческий путь Константина Симонова Кирилл (Константин) Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье военного. Отец его погиб на фронте в 1-ю мировую войну, Константин отца не помнил, вырастивший мальчика отчим Александр Григорьевич Иванишев был преподавателем в военных училищах, вся жизнь Симонова связана с армией. После войны этой внутренней связи не давали прерываться творческие интересы писателя, сосредоточенного […]...
- ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ В РЕВОЛЮЦИЮ В РОМАНЕ М. ГОРЬКОГО «МАТЬ» Появление романа М. Горького «Мать» вы- звало острую полемику в критике. В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Д. Философова «Конец Горького». Критик от- мечал неубедительность художественного образа главной героини — Пелагеи Ниловны. Писатель возразил — и не из авторского са- молюбия, как писал он сам, но ссылаясь на реальные прототипы повести — Петра Зало- […]...
- Творческий и жизненный путь Чехова Антона Павловича А. П. Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в г. Таганроге, окончил таганрогскую классическую гимназию. В 1879 году вместе с семьей переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Литературный дебют Чехова состоялся в 1880 г. Первые произведения — пародийные » Письмо к ученому соседу » и » Что чаще всего встречается […]...
- Творческий путь А. Блока За рубежом Блока принято считать вторым после Пушкина величайшим русским поэтом. Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена (Нидерланды). Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира. Блок сам хотел, чтобы все его творчество рассматривали как трилологию и сам разделил все составляющие на стремления героя и его путь […]...
- Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева Талант Бондарева произрастает из могучего корня духовной культуры русского народа. Его творчество заслужило поистине мировое признание — его произведения переведены более чем на 60 языков. Жизнь Юрия Бондарева сложилась, кажется, удачно. Почти безоблачное детство, юность, обожженная войной, учеба в литературном институте, первые рассказы и повести, затем стремительный взлет, всеобщее признание, мировая известность. Везение», счастливая судьба […]...
- Теодор Амадей Гофман (1776-1822) Жизнь и творческий путь Одним из ярких представителей романтизма в немецкой литературе был Э. Т. А. Гофман — талантливый художник, произведения которого вызывают заинтересованность и у современных читателей. Родился Эрнест Теодор Вильгельм Гофман 24 января 1776 года в Кенигсберге в семье адвоката. Он рано стал сиротой и воспитывался в семье своего дяди. Имея от природы наклонности к искусству, юноша […]...
- Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери — к купеческому). С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. Первые пробы пера относятся к началу 40-х гг., когда Салтыков учился в Царскосельском лицее. В марте 1841 […]...
- Творческий путь Серафимовича А. С «Железный поток» был создан не новичком в литературе, а признанным мастером русской прозы. А. Серафимович начал свой творческий путь — с благословения Г. И. Успенского, В. Г. Короленко — еще в конце XIX в. Его рассказ «Пески» (1908) весьма высоко оценил Л. Н. Толстой. В годы революции и Гражданской войны старейший писатель пережил очень многое: […]...
- Творческий путь Алоиза Ирасека Свои наиболее значительные произведения Ирасек писал в довоенное десятилетие, а один из наилучших своих романов — «Тьма» — выдал на пороге Первой мировой войны. Ирасек происходил из давнего крестьянского рода. Его отец был ткачом, потом — пекарем. Родной край, его природа и обычаи оказали огромное влияние на будущего писателя. Закончив гимназию (сначала Ирасек учился в […]...
- Творческий путь Фурманова Д. А Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926), создавая роман о Чапаеве, человеке-легенде, герое, в чем-то напоминавшем партизана революции, стихийного заступника масс, искренне тревожился: «Дать ли Чапая действительно с мелочами, с грехами, со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, то есть хотя и яркую, но во многом кастрированную?» Он ощущал давление легенды, мифа: если революция грандиозна, […]...
- Творческий путь Фадеева А. А Александр Александрович Фадеев (1901-1956) почти сразу же после появления «Разгрома» (он печатался в 1925-1926 гг., отдельной книгой вышел в 1927 г.) был признан достойнейшим продолжателем толстовской эпической традиции. Этот роман, обращенный к традициям отечественной классики, к общенациональной проблематике, роман не хроникальный, а сюжетный, с резко очерченными характерами, следует рассматривать в ряду истинно важнейших эпических (или […]...
- Творческий путь Есенина С. А Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1912 г. он приехал в Москву, в 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». Вторая книга стихов, «Голубень», увидела свет в 1918 г. Молодой Есенин верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить толпу. Мотивы его лирики начала 1910-х гг. — жертвенная миссия […]...
- Творческий путь Жоржа Сименона Крупным мастером социально-психологического романа, талантливым художником слова считают Ж. Сименона. Прогрессивная зарубежная печать справедливо называет его «адвокатом человеческих судеб»: его романы и повести проникнуты уважением, сочувствием и симпатией к простым людям. Жорж Сименон родился 13 февраля 1903 года, в бельгийском городе Льеже, в старом доме на улице Леопольд. Отец писателя — Дезире Сименон был мелким […]...
- Творческий путь Ахматовой А. А Творчество Анны Андреевны Ахматовой — не просто высший образец «женской» поэзии («Я научила женщин говорить…» — писала она в 1958 г.). Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в XX в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности (наглядности, представимости образов). Будучи с 1910 по 1918 […]...
- Сочинение на тему: Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь. «Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга. Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала […]...
- Творческий путь Драйзера (1871-1945) Крупнейший американский художник-реалист ХХ века оставил глубокий след в американской и мировой литературе, именно он в первые 2 десятилетия ХХ века отстоял позиции критического реализма, несмотря на травлю прессы и бойкот издательств. Драйзер создает роман за романом, изображая «серые будни» американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране «безграничных возможностей» («Сестра Керри» — путь […]...
- Творчество М. Ю. Горького в начале XX века Горький принимал активное участие в различных общественных акциях протеста. Так, в январе 1901 года он присоединил свой голос к протестовавшим против решения правительства отдать в солдаты студентов Киевского университета, которые участвовали в студенческих волнениях; в числе 43 писателей и общественных деятелей подписал воззвание против насилия над демонстрантами и т. д. Расстрел безоружных людей, шедших к […]...
- Творческий путь Пастернака Б. Л Б. Пастернак родился в семье художника Л. Пастернака. В 1910-е гг. он изучал философию в Московском и Марбургском университетах. Увлечения философией, а также музыкой, несомненно, повлияли на содержание и поэтику лирики Пастернака. В докладе «Символизм и бессмертие» Пастернака, прочитанном в 1913 г. на собрании кружка по изучению символизма, была высказана мысль о ценности субъективного восприятия […]...
- Сочинение на тему: «Жизненный и творческий путь Николая Гумилева « Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он, поэт и литературный критик, прожил жизнь, полную суровых испытаний: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, он едва не оказался участником дуэли, воевал. Жизнь его оборвалась в возрасте 35 лет — по ложному доносу поэт арестован, а затем расстрелян. Прекрасный поэт […]...
- Биография и творческий путь Фаулза Джона Родился Дж. Фаулз 31 марта 1926 года в английском городке Лей-он-Си (графство Эссекс). Вспоминая детские годы, он всегда подчеркивал, что безоговорочный авторитет имущественных, сословных и общественных условностей, которые царили в Лей-он-Си, вызывали у него решительный протест. С тех пор он старался избегать повсеместной власти общественного мнения. Фаулз начинал свое высшее образование в университете Эдинбурга, однако […]...