Сочинение на тему: Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь



Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь.

“Есть три эпохи у воспоминаний”, – сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого – 1912 г. – выход в свет сборников “Вечер” и “Четки”. Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеиз­мом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения “по­этесса” по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг – почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры

были лиричны и внутренне драматичны, ино­гда даже сюжетны (“Смятение”).

В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о “загадке” Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. “Поединком роковых страстей” она близка Тютчеву.

Любовь – основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах – взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа (“Как велит простая учтивость…”, “Небывалая осень построила купол высокий…”).

Лирика

первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России (“Ты знаешь, я том­люсь в неволе”). Для Ахматовой Россия нередко ассоциирова­лась с Царским Селом, где “смуглый отрок бродил по аллеям”, где все было пронизано духом пушкинской поэзии.

Ее Россия – это и Петербург – город культуры и державного величия.

Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ах­матова понимала, что война – это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе (“Утешение”, “Молитва”).

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от ре­волюции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловече­ским содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах “Мне голос был, он звал утешно…” и “Не с теми я, кто бросил зем­лю…” выражается истинный патриотизм и мужество поэта, счита­ющего позором оставить страну в трудное время:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: “Иди сюда.

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда”.

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоре­чия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы граждан­ской войны Ахматова пишет: “Все расхищено, предано, прода­но”. Несмотря на страшный быт, поэт видит свет.

Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благо­словения новизне и красоте жизни.

1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахмато­вой: были арестованы муж, сын. Сама она – бывшая жена расстре­лянного в 1921 г. “контрреволюционера” Николая Гумилева – жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи “Послед­ний тост”, “Зачем вы отравили воду…”. Главным итогом 1930-х годов явилась поэма “Реквием”.

Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих меся­цев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана уду­шающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удиви­тельно емкий образ Города, который резко отличается от было­го блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город кра­соты и гармонии, а “ненужный” привесок к гигантской тюрь­ме, в которую превратилась вся страна:

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

“Реквием” – это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого “уводили на рассвете”.

В 1940-е годы – в годы Великой Отечественной войны – сти­хи Ахматовой звучали по радио. “Клятва”, “Мужество” прониза­ны уверенностью, что “нас покориться никто не заставит”, что “мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово”.

Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник “Бег вре­мени”, элегичны, пронизаны философским отношением к жиз­ни, мудры и величественны. Поэтическим “солнцем” Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.

Глоссарий:

– Основные темы и мотивы лирики Пушкина

– основные мотивы лирики ахматовой

– патриотические мотивы в произведениях ахматовой

– Патриотические мотивы в произведениях Ахматовой сочинение

– Патриотические мотивы в произведениях А Ахматовой


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь