Своеобразие сюжетов произведений Гоголя
В таких произведениях, как “Горе от ума” Грибоедова, переход сюжетных событий в пословицы виден просто-таки наглядно; и Пушкин был прав, предсказывая, что пословицами станет половина стихов комедии. Своеобразное переливание сюжета в пословицы и пословиц в сюжет – в “Капитанской дочке” Пушкина. Позже пословица станет разворачиваться в цель событий в пьесах А. Н. Островского.
Гоголь оказывается в ряду инициаторов единения художественной литературы с пословицей: ему, ощущающему слово, как рождающееся, живущее, деятельное начало,
Сказать, что Гоголь “использует” пословицы,- ничего не сказать. Он бьется над пословицами; он растолковывает их, вкладывая в них отчаянную надежду быть понятным, добиться применения людьми высказанных им истин, увещеваний, предупреждений.
Завершая работу над
А в “Мертвых душах” пословицы как бы летят за героями, рассказывая о них то, чего они и сами о себе не знают, обнаруживая в их поведении даже некую философическую подоплеку.
“Эк, право, затвердила сорока Якова одно про всякого, как говорит пословиц а”,- ворчит Собакевич на Чичикова. “Что кому требит, тот то и теребит, говорит пословица”,- так открывает Гоголь заключительную главу поэмы. “Для меня была всякая копейка, как говорит пословица, алтынным гвоздем прибита…”,- оправдывается Чичиков в критическую минуту своей карьеры. Пословица всегда говорит: живое слово вклинивается в начертанные страницы поэмы. И пословицы рассыпаются по ниве поэмы Гоголя зернами, из которых прорастают колосья: характеры, забавные приключения, непредвиденные встречи и тайные помыслы, среди которых есть и темные, и неожиданно светлые.
Пословица – один из явственно слышимых голосов; голосов, придающих поэме эпическую потенцию, возможность стать эпосом, развернуться в эпос. Пословица – мнение народное, о котором говорилось у Пушкина как об Архимедовом рычаге исторического процесса. Пословица – знак присутствия в поэме народа; а то, что пословица вклинивается в речь и грешного Чичикова не умаляет ее ни капельки.
- Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Вы сами понимаете, что всякая фраза досталась мне Обдумываньями, долгими соображеньями, что мне Тяжелей расстаться с ней, чем другому писателю, Которому ничего не стоит в одну минуту одно Заменить другим. Н. В. Гоголь Мало кто из писателей обладал такой магией слова, как Гоголь. Заботу о языке он считал одной из важнейших задач художника. Гоголь всегда […]...
- Определение: Что такое Поговорки и Пословицы? Пословицы – это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, – остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица – законченная мысль, поговорка – только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) – Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи […]...
- Своеобразие реализма Николая Гоголя Для того чтобы понять, в чем заключается своеобразие реализма Н. В. Гоголя, необходимо обратиться непосредственно к объяснению этого литературного понятия и, опираясь на него, найти нестандартные способы реализации этого художественного принципа в комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души”. По определению Ф. Энгельса, реализмом является изображение типических характеров в типических обстоятельствах при сохранении верности деталям. В […]...
- Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? а. Береги честь смолоду б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива в. И жить торопиться, и чувствовать спешит Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? а. Уховертов б. Чичиков в. Шпекин г. Гибнер д. Земляника Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” […]...
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
- Тест к комедии “Ревизор” и к поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя 1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит 2. Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? А. Уховертов Б. Чичиков В. Шпекин Г. Гибнер Д. Земляника 3. Кто из действующих лиц комедии Н. […]...
- Своеобразие зрелых произведений Пушкина Пушкин, писал он, “присмотрелся к русской природе и жизни и нашел, что в них есть много истинно хорошего и поэтического. Очарованный сам этим открытием, он принялся за изображение действительности”. Реализм Пушкина передал очарование русской жизнью. И это “было открытие действительности”, Пушкин “умел постигнуть истинные потребности и истинный характер народного быта”. Данная особенность пушкинского творчества, по […]...
- “Мертвые души” Н. В. Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра 1. Особенности художественной манеры Гоголя. 2. Смысл названия произведения. 3. “Поэма” о мертвых душах как особый жанр. 4. Преемственность творчества писателя. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой… …Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут И как любил он, ненавидя. […]...
- Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам нам во многом становится ясна основ-ная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержа-ние: от определения “роман” мы ждем описания жизни героев от начала до конца, от комедии – динамичного действия […]...
- Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь – выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции А. С. Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Задумывались “Мертвые души” таким образом, чтобы в произведении “явилась” вся Русь. Естественно, что такой колоссальный замысел не укладывался в существующие жанровые рамки; композиционное строение тоже должно было стать чем-то особым. До сих пор вызывает споры […]...
- Своеобразие поэтических произведений Мюссе В 1829 г. Мюссе выдал первый поэтический сборник “Испанские и итальянские повести”, в которой оказалось присущий французским романтикам интерес к южным странам: лирический герой ищет людей страстных, которые не знают нерешительностей. В поэмах и стихах, Мюссе в противоположность традиции А. де Ламантина, нет мистических мотивов. Материальный мир, земные чувства, доказанные в страсти, к преступлению, – […]...
- Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (№2) 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский Дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. 2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. 3. Какую роль играет […]...
- Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В одном из своих писем Н. В. Гоголь, комментируя пьесу “Ревизор”, которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: ” В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел нашел блестящее воплощение в пьесе. Писатель практически отказывается […]...
- Художественное своеобразие поэмы Гоголя “Мертвые души” В начале VII главы Гоголь раскрыл суть своего отношения к различным принципам отражения действительности в литературе. Он сравнивает два типа писателей. Один – возвышенный романтик, воспевающий лишь нечто возвышенное, вечно прекрасное: он “не спускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям”. Другой же “дерзнул вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, […]...
- Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать во всем […]...
- Своеобразие “украинских” повестей Гоголя Творчество писателя начиналось в русле достижений русского и европейского романтизма. Гоголь ощущал себя русским писателем, разделяя искания Пушкина и его круга в области национальности и народности искусства, с его именем связано целое направление русской литературы. Вместе с тем, создавая свои первые сборники, он обратился к глубинным истокам украинской культуры – фольклору, образцам старинной и новой […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” 1. “Мертвые души” как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности – приблизительно конец 20-х – начало 30-х гг., в период кризиса […]...
- Пересказы содержаний цикла сказочных произведений Н. В. Гоголя Произведения Н. В. Гоголя Отмечаются чрезвычайной оригинальностью, красивым поэтичным языком и неповторимым стилем. Одним из важнейших источников, который направлял его творчество, был замечательный фольклор. Детские и юношеские года будущего писателя отмечены его глубоким любопытством к народу и природе, народного героического прошлого. Писателя с детских лет покорила и неповторимая красота природы, и красота поэтических легенд, песен, […]...
- Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) План I. Образ Чичикова. II. Чичиков – герой “новой формации”. III. Ключ к пониманию характера Чичикова – его прошлое. Сатирические образы представителей господствующих классов “помещичьей” России в сатирической поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” прорисованы автором максимально четко. Написанная в форме […]...
- Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” обязана своим появлением и таланту автора, и идее А. С. Пушкина, который отдал Гоголю свой собственный сюжет. По замыслу писателя, “Мертвые души” должны были состоять из трех томов, но третий том не был написан, второй том сам автор сжег, и до нас дошел только первый. В нем Гоголь дает […]...
- Разбор произведений Гоголя “Вечера на хуторе близь Диканьки” В 1831 – 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, “панской” литературе с ее чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие […]...
- Совпадение сюжетов “Ревизора” и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Вот уже более чем сто лет пишут о совпадении сюжетов “Ревизора” и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки “Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе”. Опубликованная в 1840 году в “Пантеоне русского и всех европейских театров” с указанием: “писана в 1827 году”, комедия Квитки была разрешена к печати в 1828 году цензором С. Т. Аксаковым. Автор […]...
- Для чего Чичиков скупал мертвые души? По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Какую роль играет мотив дороги в […]...
- Город в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы. Чичиков осмотром города был “удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам”. Знакомство с “сильными мира сего” еще укрепило расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали не преступностью […]...
- Сочинение на тему: Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” впервые была поставлена на сцене в 1836 году и с тех пор навсегда вошла в репертуар русского национального театра. Сатирическое изображение российской действительности первой половины девятнадцатого века оказалось настолько всеобъемлющим, вобрало в себя такие универсальные черты русской жизни, что на актуальность комедии не смогла повлиять даже смена различных исторических эпох. […]...
- Проблемы и художественное своеобразие произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина Самые известные из Произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина написаны в жанре политической сатиры. Сатира обычно пишется на злобу дня, и на следующий день она уже либо непонятна, либо не вызывает тех чувств, которые испытывали современники автора. Однако произведения Салтыкова-Щедрина интересны и сейчас: Проблемы, затронутые в них, актуальны и сегодня, а стиль писателя очень своеобразен и интересен. […]...
- Художественное своеобразие одного из произведений современной отечественной драматургии Современная российская драматургия отличается натуралистичностью и вызывающе “физиологической фактурностью”. Одним из наиболее заметных драматургов нового времени является Николай Коляда. “Сказка о мертвой царевне” – одна из лучших его пьес. Главная героиня, Римма, находится на последней ступени распада личности: никакой женственности, отупелость и бесчувствие. По профессии она ветеринар и занимается тем, что умертвляет бездомных кошек и […]...
- Художественные особенности поэмы гоголя “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало […]...
- Война за спасение отчизны (на примере произведений Гоголя) Война за спасение отчизны неизбежна, сурова и справедлива, ибо ее “вышибло из народной груди огниво бед”. Но Гоголь видит те неисчислимые беды, которые приносят вражда и кровавые сражения между народами. В этом можно заметить близость гоголевских воззрений к мысли Шевченко, писавшего в предисловии к поэме “Гайдамаки”. Динамическая, бурная эпоха освободительной борьбы на Украине XVI – […]...
- Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (1) Зачем ему теперь нужен Смысл жизни и истина всемирного Происхождения, если Нет меленького, верного человека, В котором истина стала бы Радостью и движением? А. Платонов “Котлован” Желание исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 […]...
- Сочинение на тему: Особенности поэмы Гоголя “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область […]...
- Краткая характеристика произведения “Мертвые души” Гоголя Н. В Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, подчеркнув равноправие эпического и лирического начал. Задача эпической части – показать “хотя с одного боку всю Русь”; язык простой, разговорный. Задача лирической – показать положительный идеал; в этой части высокий стиль речи, поэтические средства. “Мертвые души” можно отнести к жанру плутовского романа: главный герой – пройдоха, подлец; он пытается обмануть […]...
- Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Любви не утаишь… А. Пушкин Тема любви – одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань. По-своему осветил ее замечательный русский писатель А. И. Куприн в своем рассказе “Гранатовый браслет”, который К. Паустовский назвал одним из самых “благоуханных рассказов о любви”. Сюжет рассказа взят Куприным из жизни. Но комическая история реального […]...
- Жанр и композиция поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя По замыслу Гоголя, композиция поэмы “Мертвые души” должна была состоять из трех томов, подобно “Божественной поэме” Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора -“крыльцо к дому”. Это своеобразный “Ад” российской действительности. Во 2 томе, подобном “Чистилищу”, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения […]...
- “Мертвые души” Н. В. Гоголя 1) Две России в поэме 2) Души мертвые и живые “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем” – писал Н. В. Гоголь В. А. Жуковскому в начале работы над поэмой. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И автор смог раскрыть во всем объеме как негативные, […]...
- Проблема “маленького человека” на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского 1. Гуманность идей писателей XIX века. 2. Одинокий и беззащитный Акакий Акакиевич Башмачкин. 3. Мечтатели Ф. М. Достоевского. 4. Актуальность темы “маленького человека” в наше время. Дело в том, что пока не соберешь всего себя и не подтолкнешь себя самого, не знаешь даже, что именно в тебе есть. Н. В. Гоголь Творчество Н. В. Гоголя […]...
- Сочинение на тему: “Образ П. И. Чичикова в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель. Его произведения отличаются от произведений других авторов. В гоголевских творениях можно увидеть особую манеру написания. Многогранность и образность, загадочность и таинственность, зоркость и наблюдательность – все это мы видим в произведениях великого писателя Н. В. Гоголя. Рассмотрим его творчество на примере героев повести “Мертвые души”, а именно на […]...
- Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (На примере 2-3 произведений) В ранней поэзии В. Маяковского, проникнутой пафосом антибуржуазности, возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского “я”: бунт, одиночество, желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами – эпатировать их. Для футуризма это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей: Вот […]...
- Сочинение на тему: “Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.” Главные герой произведения господин Чичиков, который приезжает в некий город, с целью покупки “мертвых душ”. Само названия поэмы говорит нам о его глубоком смысле, “мертвые” не телом, а душой, помещики которые утратили нравственные ценности, глубину души, забыли своего предназначение. К примеру, глава города, губернатор, занимается вышивкой по тюлю, вместо того, что бы выполнять свои прямые […]...
- Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (4) Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда […]...