Своеобразие поэтических произведений Мюссе

В 1829 г. Мюссе выдал первый поэтический сборник “Испанские и итальянские повести”, в которой оказалось присущий французским романтикам интерес к южным странам: лирический герой ищет людей страстных, которые не знают нерешительностей. В поэмах и стихах, Мюссе в противоположность традиции А. де Ламантина, нет мистических мотивов. Материальный мир, земные чувства, доказанные в страсти, к преступлению, – вот что является темой этих произведений.

Но в сильные и фатальные страсти, Мюссе повествует в присущий ему иронической манере. Смешное

скептическое восприятие действительности представляет характерную особенность сборника, как это видим, например, в “Песенке Фортунио”:

Как вы интересуетесь именем,
Кого люблю я, –
За королевство целое вам,
Не расскажу я.
Поем, что в моей жизни
Она царица,
Которая у нее сережки золотые,
Словно пшеница.
Я все выполняю до дна.
Что только скажет,
Жизнь отдам, когда она
Мне прикажет.
Она и не чуткая в любви
Мою бескрайнюю,
И в мучениях сердце роняет кровь,
И я умираю.
(Пер. Г. Рыльского)

В 4-части в поэме “Дон Паес” что вошла в первый сборник, властвует

“испанский колорит”. Фатальная любовь сплетается с вопросами чести. Во время спора дворян о том, чья любовница лучшая, Дон Паес узнает, что его любимая ему не верная, он защищает свою честь на дуэли и отравляет любимую.

Напряженность чувств, деликатность в вопросах чести показано в поэме с легкой иронией.

Драматическая поэма “Каштаны из огня” пронизанная трагической иронией. Действие поэмы происходит в Италии. Героиня поэмы, танцовщица Камарго, – историческое лицо (жила в XVIII ст.).

Но события поэмы Мюссе полностью выдумал. Трагическая ирония заключается в том, что ни высокая или низкая страсть, ни полнейшее бесстрастие не дают человеку желательного счастья. В мире нет гармонии.

Прекрасное соседствует с безобразным. Нет и идеальных героев. Но среди людей Мюссе возвышает трагических героев, таких, как Камарго.

Эти герои сами создают свою трагическую судьбу, принимают духовные страдания.

Дальнейшее развитие жанра “драмы для чтения” получил в сборнике “Спектакль в кресле”. Наиболее значительная в нем драматическая поэма “Уста и чаша”. Главный ее герой юноша Карл Франк считает единым достоинством личности гордость. Он выступает против патриархальной морали, носителем которой является хор горных охотников, против Бога; считает, что бессмертная лишь материя, что миром правит не Бог, а золото.

Карл убегает от охотников. Дорогой он убивает дворянина и с его любимой Белколорою поселяется в замке. Став известным человеком, Карл решает проверить отношение к себе окружающих.

Он делает вид, что умер и в маске находится возле гроба, видит измену своих приближенных, народа, который ему подчинялся, и даже Белколори, которую он в маске обольщает деньгами. Гордость Карла надломлена. Он решает возвратить к единому существу, которое его любит, – девушки Дейдамии, но накануне свадьбы Белколора убивает Дейдамию кинжалом.

Этот последний эпизод перекликается с эпиграфом: “Между устами и чашей всегда обнаружится место для несчастья. Старинная пословица”. Уже не люди сильных страстей, как в первом сборнике, а хрупкие, будто не от этого мира существа воплощают в себе черты идеала.

Такая Дейдамия. Эгоизм Карла Франко и страстность Белколори вызывают кое-что ироническое отношение Мюссе.

В исторической трагедии “Лоренцаччо” Мюссе, используя шекспировские приемы, предоставляет охвату действительности чрезвычайной широты. Принцип романтического историзма оказывается здесь и в выборе объекта изображения (попытка воздеть восстание против флорентийского герцога Алессандро Медичи и немецких захватчиков, которые поддерживают его), и в показе народа как движущей силы истории, но силы пассивной. Главное внимание сосредоточено на сложном характере племянника Алессандро – Лоренцаччо.

Он готовит убийство дяди, которое должны стать сигналом к восстанию, но политическая деятельность производит губительное влияние на Лоренцаччо, развращая его. Он глубоко одинокий, а совершив убийство, сам в этом убеждается. Его бывшие сторонники бросают его.

В конце пьесы Лоренцаччо, разочарованного во всех идеалах, убивают наемные убийцы.

Со временем Мюссе все больше отходил от романтического театра. В статье “О трагедии” (1838) он прямо призывает возродить классическую трагедию. Однако образцом для нее он избирает не Расина, а Софокла.

Материал для трагедии Мюссе советуют братья из национальной истории (например, подвиг Жанны д’Арк). Итак, ряд достижений романтической драмы Мюссе хотел сохранить.

Но в поэзии Мюссе сохраняет романтические позиции. В 1835-1837 гг. он написал четыре стиха под общим названием “Ночи”, в которых выступил как певец “мировой скорби”. Судьба человека – одиночество. Страдание одинокой души становятся источником прекрасного, поскольку эти страдания разрешают человеку продвигаться к прекрасному, оторвавшись от всего земного.

Здесь Мюссе сближается с чужим ему Ламантином.

“Когда Наполеон умер,- пишет Мюссе,- власть божественная и человеческая были фактически восстановленные, но вера в них исчезнувшая”. Молодежью овладело “непостижимое беспокойство”: “Обреченные властителями мира на бездеятельность, безделье и скуку, отданные у руки разного рода тупых педантов, юноши видели, как вспененные волны, для борьбы с которыми они уже напрягли свои мышцы, отступают перед ними”. Люди поделились на два лагеря: “приподнятые умы… заперлись в мучительных видениях”, а “люди плоти… знали одну заботу – считать свои деньги”.

В этой атмосфере и развивается болезнь общего разочарования, безденежье и возражение. “И вот молодежь нашла применение для своих бездействующих сил в увлечении отчаянием”. Таким образом, “недуг возраста” имеет социальный характер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Своеобразие поэтических произведений Мюссе