Город в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”



Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы.
Чичиков осмотром города был “удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам”. Знакомство с “сильными мира сего” еще укрепило расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали не преступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть.

Чичиков познакомился и с помещиками – владельцами крестьянских душ, получил

от многих из них любезное приглашение побывать в их усадьбах.
Автор же относится к городу иронически. Но выявить эту иронию трудно. Гоголь прямо как будто бы ничего и не обличает.

Напротив, а многих явлениях и лицах он говорит даже торжественно, как бы воспевая и возвышая их, – но они столь ничтожны, что возвышенный стиль рождает лишь смех.
Вот Гоголь описывает гостиницу, “где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный

человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о подробностях проезжающего”.
И вот Гоголь описывает общую залу гостиницы, где весела “копченная люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели каждый раз, когда половой бегал по потертым клеенкам, помахивая бойко под носом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу”. Романтическое сравнение, приложенное к бытовому предмету, к жалкой обстановки провинциальной гостиницы, вызывает веселый смех.
Так возвышенность описания усиливает иронию автора, обнажает истинный контур вещей.
Этот беспощадный – иронический авторский взгляд постоянно соседствует со снисходительно – приветливым отношением Чичикова к городу. Умиление Чичикова не бескорыстно – оно идет от желания сказать приятное “градоначальникам”. Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплементов, от которых должны растаять чиновники. Однако автор не позволяет нам обманутся восторгами Чичикова. “Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких деревьев, дурно принявших, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляной краскою”.

Разумеется, найти “очень красиво выкрашенными” подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. Автор иронизирует над героем, для которого зеленая краска заменяет зелень деревьев. Но ирония Гоголя эти не ограничивается.

Далее он издевательски сравнивает “дурные принявшиеся, тоненькие” деревца с роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Город в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”