“Мертвые души” Н. В. Гоголя
1) Две России в поэме
2) Души мертвые и живые
“Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем” – писал Н. В. Гоголь В. А. Жуковскому в начале работы над поэмой.
Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И автор смог раскрыть во всем объеме как негативные, так и позитивные стороны жизни России эпохи крепостного права. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду” – I том “Мертвых душ”, затем “в чистилище”
Но эта идея так и не была воплощена в жизнь до конца. До читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает все минусы русской жизни.
Первая часть представляет галерею собирательных образов современных автору помещиков. Это и есть “мертвые души” поэмы. Гоголь знакомит читателя с ними в порядке возрастающей моральной деградации. Первым перед нами предстает Манилов – мечтательный и обходительный человек с приятными чертами лица.
Но таким он кажется только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: “Черт
Другой тип русского помещика Гоголь представляет нам в Коробочке. Хозяйственная, хлебосольная, гостеприимная, она вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
Третьим перед читателем предстает Ноздрев. Здесь Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Автор открывает нам две сущности Ноздрева: сначала он кажется прямым и нескрытным человеком. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебошах, его живость – это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле.
Главная его слабость, по словам самого писателя, – “нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины”.
Четвертый помещик – Собакевич, который напоминает читателю Коробочку. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это расчетливый и хитрый скряга.
Ему удается обвести вокруг пальца самого Чичикова! Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным. Этим сравнением Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
Плюшкин являет собой апогей папаши Гранде, Гобсека и Скупого рыцаря.
Такова Русь! Таковы помещики – мертвые души. К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники. Кого же можно назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они?
Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. Гоголевские крестьяне тоже далеко не идеальны. Кучер Селифан – не дурак выпить. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”.
Но именно для крестьян у Гоголя находятся ласковые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Все это люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”.
Но все-таки есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся гниению ни при каких условиях, есть люди, составляющие “соль земли”. Есть и сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть!
Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее без ноздревых и плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ.
Не дает ответа”.