Проблема “маленького человека” на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского

1. Гуманность идей писателей XIX века.
2. Одинокий и беззащитный Акакий Акакиевич Башмачкин.
3. Мечтатели Ф. М. Достоевского.
4. Актуальность темы “маленького человека” в наше время.
Дело в том, что пока не соберешь всего себя и не подтолкнешь себя самого, не знаешь даже, что именно в тебе есть.
Н. В. Гоголь
Творчество Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, этих великих писателей-гуманистов XIX века, широко и разнообразно. Но есть постоянные темы и образы, которые пронизывают их произведения. Они стали частью творческого кредо данных представителей литературы критического реализма.

Одной из таких тем является образ “маленького человека”. Интерес к мыслям и чаяниям обычного человека, мысль о том, что каждый, пусть даже самый неприметный и ничем не выдающийся человек – это огромный мир. Первым развил эту тему в своем творчестве Н. В. Гоголь.

А Ф. М. Достоевский подчеркивал, что он продолжает традиции своего собрата по перу и является его последователем: “Все мы вышли из гоголевской “Шинели””.
Именно Н. В. Гоголь, показав всем образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести “Шинель”, оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие русской классической литературы.
Главный герой повести Гоголя – “чиновник для письма” Башмачкин Акакий Акакиевич: “…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…что же делать! Виноват петербургский климат”.
У Акакия Акакиевича Башмачкина нет ничего своего собственного, индивидуально-личного. У него нет ни прошлого, ни будущего. Его невзрачная внешность и должность переписчика казенных бумаг, казалось, его постоянные признаки. Правда, было у него одно пристрастие – ему особенно нравилось писать некоторые буквы: “…некоторые буквы были у него фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его”.

И еще – он жил мечтой о том, чтобы купить себе новую шинель. Основными признаками духовной жизни человека являются осознание своего собственного “я” и воспоминания о прошлом. Главный же герой повести Гоголя безлик и существует только в настоящем. Человек в полном смысле этого слова живет высокими побуждениями, мечтой.

А здесь вместо возвышенного и прекрасного идеала перед читателем возникает обыденное желание – купить шинель. Бездушная государственная машина украла душу Акакия Акакиевича, уничтожила в нем человека, так что смерть его – лишь переход в другое состояние, когда душа вырывается на волю. Но изуродованная противоестественной жизнью душа бывшего переписчика мстит миру, сделавшему ее такой.

Она в виде призрака подкарауливает у моста проезжающих и срывает с них шинели. Зло, заключенное в той жизни, которой живет “маленький человек”, выплескивается наружу, обращаясь против всего окружающего мира. Гоголь показывал нам, как машина государства подавляет в человеке духовное начало, превращая его в послушный механизм.

Именно поэтому Н. В. Гоголь так много внимания уделяет изображению чиновников, простых служащих, помещиков, которые, раздавленные политикой государства, воплощенной в бюрократическом аппарате, теряют все свои личностные качества и превращаются просто в “почтмейстеров” или “письмоводителей”.
Ф. М. Достоевский продолжил исследование души “маленького человека”, и ему удалось показать его внутренний мир. Удалось проанализировать скрытые черты характеров, проследить, к каким последствиям может привести ущербная душа. В повести “Белые ночи” писатель показывает один из возможных путей развития подобной личности. Таким путем является уход от серой, омерзительной жизни в мир иллюзий и мечтаний (образ Мечтателя).

Именно этот тип ляжет в основу многих произведений Ф. М. Достоевского. Со временем изменяясь, он, этот образ, будет появляться практически во всех “программных” романах писателя. Автор как бы прослеживает возможность дальнейшего развития этого типа и указывает опасность: чем больше Мечтатель погружается в мир иллюзорный, где он может представить себя королем, персидским шахом, тем нестерпимее становится контраст между реальной жизнью и вымыслом.

Постепенно человек начинает ненавидеть реальный мир – именно таков герой “Записок из подполья” – потом испытывать “зуд” к его переустройству по своему видению.
Акакий Акакиевич вырывается на свободу, но, вырвавшись, он превращается в духа мщения. Решаясь изменить мир, пусть даже с самыми благими намерениями, герой почти ничего не знает о нем, так как прожил-то он все время в своем вымышленном мирке. Модель, созданная фантазиями Мечтателя, не станет реальностью, потому что настоящая, осязаемая жизнь отвергнет и опровергнет ее.

Вспомним Родиона Раскольникова из “Преступления и наказания” Достоевского. Ведь он вышел как раз из того самого “подполья”, принялся проверять свою теорию о “тварях дрожащих” и “право имеющих”. Именно от унижения, которое испытал Раскольников, на свет появилась его бесчеловечная теория, которая отрицала само понятие преступления и проповедовала для сильной личности полную вседозволенность. Постепенно Ф. М. Достоевский показал нам, как сама жизнь опровергла теорию Раскольникова.

Он шаг за шагом пришел к осознанию ошибки и духовному воскрешению. Писатель продемонстрировал болезнь человеческой души, порожденную обществом. Он предупреждал о ней, вскрывая в “маленьком человеке” то бесовское начало, которое, вырвавшись наружу, может перевернуть основы существования человеческого общества.
И Н. В. Гоголя, и Ф. М. Достоевского волновала эта проблема, проблема “маленького” человека. Отсюда их желание показать, вскрыть истоки этой проблемы и предупредить людей об опасных последствиях “искривления” человеческой души.
Именно данное понимание проблемы “маленького человека” (маленького не только в смысле общественного статуса, а и в смысле чистоты помыслов и высокой организации души) делает произведения Гоголя и Достоевского актуальными в наши дни. В дни, когда “обезличивание”, “умаление” человека приняло огромные размеры, а пропасть между техническим прогрессом и духовным ростом личности становится все больше и больше.
Для читателей важны не только социально-бытовые и христиански человеколюбивые, но и глубокие философские проблемы, над которыми размышляли русские писатели XIX века. Ведь, листая страницы их книг, мы приобретаем умение “тонко чувствовать и свободно размышлять”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Проблема “маленького человека” на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского