Своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»
Среди всего, созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути, особое место принадлежит поэме «Облако в штанах», написанной в 1914-1915 годах. Каждое слово произведения — дерзкий вызов действительности, ниспровержение социальных, моральных и эстетических основ буржуазного строя и призыв к революции. В автобиографии Маяковский писал: «Ставлю вопрос о теме. О революционной.
Думаю над «Облаком в штанах».
Широко известны слова поэта из предисловия ко второму изданию поэмы, где он следующим образом определил
Поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания. При этом под обстрел попадают четыре важнейшие
Четыре части поэмы, обозначившие ее четыре основные темы, взаимосвязаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против искусства, строя, религии буржуазного мира. В первой части поэмы Маяковский показал необычайные по силе выразительности страдания человека, вызванные чувством неразделенной любви.
Тот факт, что произведение начинается с любовной ситуации, подтверждает принципиальную важность для поэта темы любви в целом, которая является здесь центральной.
Как же развиваются события в поэме, композиционно разделенные на четыре части?
Лирическое начало поэмы как будто повествует о личных переживаниях лирического героя:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
Было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Трагически напряженные слова говорят о страдании, муке обманутой любви. Но беда героя не в безответности чувства. Любимая говорит не об отсутствии любви, а ставит героя перед фактом своего замужества:
Вошла ты,
Резкая, как «Нате!»,
Муча перчатки замш,
Сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Любимую украло буржуазное общество, где не может быть настоящей любви. Потому-то поэт и негодует не на нее, а на весь буржуазно-мещанский уклад:
Эй!
Господа!
Любители святотатств,
Преступлений,
Воен,-
А самое страшное
Видели —
Лицо мое,
Когда
Я
Абсолютно спокоен?
Угроза, звучащая в этих словах, превращается в неизмеримый пожар души. Уже в этой части появляется прямое отождествление лирического «я» с обобщенным «мы» тех «потненьких и голодненьких», певцом которых чувствует себя поэт. Это «мы» могуче и неодолимо:
Мы сами творцы в горящем гимне —
Шуме фабрики и лаборатории.
Мы чище венецианского лазорья,
Морями и солнцами омытого сразу!
Поэт чувствует себя предвестником революции, на которую поднимается хозяин жизни — рабочий человек:
В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
Вам я
Душу вытащу,
Растопчу,
Чтоб большая! —
И окровавленную дам, как знамя.
Во второй части поэмы четко определена роль поэзии в грядущих революционных битвах. Если революционных поэт — «предтеча» революции, дающий язык «безъязыковой улице», то буржуазные поэты, «рифмами пиликая, выкипячивают из любвей и соловьев какое-то варево», создают искусство, чуждое творцам жизни — народным массам. Этот мотив служения поэзии интересам народа, прозвучавший в «программной вещи» Маяковского, ставит его в ряд великих талантов прошлого.
Творчество поэта противостоит опытам футуристов, с которыми его свела судьба.
В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Вызовом устоявшемуся укладу жизни звучат заключительные слова поэмы, обращенные к богу:
Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
…..
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Богоборческая тема, тесно связанная с обличением буржуазного строя и призывом к революции, определила первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол».
Таким образом, мы видим, как композиционно по-новому и необычно решаются Маяковским социальные вопросы времени, выражается трагическое мироощущение лирического героя, его непримиримый протест против буржуазной действительности.