Сочинение на тему: Революция и старый мир в поэме “Двенадцать”

Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневни­ке: “Сегодня я гений”.

Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная осно­ва, выражающаяся в использовании частушечного ритма, по­словиц, городского романса.

Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип построения “Двенадцати” – контраст. Черный вечер, белый снег – цветовая гамма состоит из

резко противоположных цветов.

Нарушается она только бью­щим в глаза красным флагом. Особую символичность приобре­тают образы поэмы. Двенадцати красногвардейцам противопос­тавлен старый мир. Блок находит образ, который ярко раскры­вает его отношение к прошлому:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

А старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Поэт, которому сатира была не свойственна, в изображении старого мира пользуется сатирическими средствами. Все пред­ставители старого мира обрисованы одним-двумя штрихами, но образы приобретают обобщающее

значение: барынька в караку­ле; длинноволосый вития, певший под дудку властей; поп, у которого прежде “крестом сияло пузо на народ”.

Этому миру противостоит мир революции. Революцию Блок изображает как стихию, как ветер, разбушевавшийся “на всем белом свете”. В революции поэт видит главным образом разруши­тельную сторону, а красногвардейцы, воплощающие ее силы, – это вчерашняя голытьба, которым “на спину б надо бубновый туз”.

Они идут “без имени святого”.

Число двенадцать – это и реальная деталь (действительно, в 1918 г. патруль состоял из двенадцати человек), и символ (у Иису­са Христа было двенадцать учеников – апостолов новой веры). Образ двенадцати дан в движении, в развитии. Из голытьбы они постепенно превращаются в революционную силу, из крас­ногвардейцев – в теряющих реальные очертания апостолов – провозвестников новой эры.

Преображается даже их походка – шедшие вначале вразвалку, они переходят на мерный шаг, пре­вращающийся затем в державную поступь. Позади, в прошлом, остается голодный пес старого мира:

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Блок писал, что он сам не понимает, почему Христос. Этот далекий от революции образ вызвал разные толкования. Можно предположить, что Христос как воплощение справедливости воз­главляет справедливое дело революции.

Возможен несколько иной аспект: идущий с двенадцатью красногвардейцами Христос – символ величия и святости революции. Как учение Христа на­чинало новую эру человечества, так и революция тоже опреде­ляет начало новой эпохи.

Поэма “Двенадцать” отражала романтический пафос рево­люции, ее эмоциональный подъем. В ней воплотилась стихия народного движения. Безусловно, Блок “Двенадцати” – не сим­волист в привычном понимании символизма.

Эстетические рам­ки поэмы раздвинуты: символические образы сочетаются с са­тирическим обличением, пафос презрения к старому миру – с неясной мечтой о новой России, мечтой, теряющейся в метели.

Глоссарий:

– сочинение поэма 12

– старый мир в поэме 12

– сочинение на тему поэма 12

– образ старого мира в поэме 12

– новый мир в поэме двенадцать


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Революция и старый мир в поэме “Двенадцать”