Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Первый вариант)
Александр Блок – один из самых крупных и значительных поэтов “серебряного века” и центральная фигура литературного направления, получившего название “русский символизм”. Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма “Двенадцать”.
Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.
Один
Однако ветер – не только явление природы. На образном языке поэта – это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.
Разрушение прежнего порядка, созданного “старым миром”, высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии – ветер, метель, вьюга –
Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.
Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать – это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира – “буржую”, “писателю”, “попу”, “барыньке в каракуле”. Красногвардейцы – люди массы, низов.
В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как “убийца” Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями.
Другие организуют “революционный шаг” и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.
Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем.
И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.
В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут “без имени святого”, высмеивают попа, для них свобода – “без креста”.
Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства.
Двенадцать идут “державным шагом” сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят “пощекотать штыком”, – но им отвечает только эхо.
Впереди двенадцати “с кровавым флагом”, “в белом венчике из роз” выступает Христос. Смысл такого финала расшифровывают по-разному. Одни видят в нем признание святости революции, другие обращают внимание на то, что красноармейцы “постреливают” в Христа, и считают, что Блок интуитивно чувствовал антигуманную сущность революции.
Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.