Смысл образа Христа в поэме А. Блока “Двенадцать”
Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил “ветер”, “страшный шум” времени, переломный характер эпохи.
“Двенадцать” была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией. Это произведение – не “поэтохроника”, а поэма, в которой типическое начало, изображение событий и характеров составляет основу художественной структуры.
“Двенадцать” вызвала многочисленную
Несмотря на то, что разными критиками высказывались прямо противоположные мнения об этом произведении, все сходились в одном: Блок принял революцию.
Евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих “вдаль”, “без креста”, “без имени святого”, стреляющих в виденье “в белом венчике из роз”, соответствует двенадцати
Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю. П. Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: “Христос с флагом – это ведь – так и не так”.
Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа.
Мне кажется, что образ Христа – это прежде всего высокий нравственный идеал. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока.
Можно сказать, что это – органичное продолжение художественных и духовных исканий поэта.
Фигура Христа в “Двенадцати”, как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, кто были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. П. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока. Высоко отзываясь о художественном таланте поэта, философ считал, что Блок свернул на путь подмены “идеала мадонны” “идеалом содомским”.
Поэтому, по мнению Флоренского, в конце произведения не образ Христа, а образ Антихриста. Доказательство тому – пурга, разгул стихии в поэме. Трудно согласиться с этим мнением философа.
На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии.
Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства.
Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И. С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока “слушать революцию”. Символический смысл придает образу Христа белый цвет (“белый венчик из роз”).
Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии.
Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.
Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам.
Во-первых, “Двенадцать” – произведение, наполненное символами. Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония. Даже сам Блок относился к своей поэме по-разному, а что уж говорить о нас, “смертных”:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.