Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Второй вариант)

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

А. Блок

А. Блок – замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на рубеже двух эпох. Он признавался, что его жизненный и творческий путь пролегал “среди революций”, однако события Октября поэт воспринял гораздо глубже и органичнее, чем 1905 год. Возможно, это случилось из-за того, что А. Блок, выйдя из рамок символизма, которыми до этого ограничивал свое творчество, пришел к пониманию, что старый “страшный мир” отжил свое, и чуткое сердце

поэта устремилось на поиски нового. “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”, – призывал А. Блок.

Он – умел слушать, можем услышать и мы, живущие спустя 85 лет после революции, если внимательно прочитаем поэму А. Блока “Двенадцать”. В этой поэме все: и неустойчивость буржуазного мира перед новыми силами, и страх перед неизвестным, и стихийность, лежащая в основе переворота, и ожидание грядущих трудностей, и вера в победу.

Стремясь максимально всеобъемлюще и объективно описать реалии того времени, Блок в своей поэме создает целый ряд ярких и многозначных образов-символов,

которые позволяют ему еще полнее передать свои ощущения, а нам – услышать “музыку революции”.

Один из основных символов стихийности, неудержимости и всеохватности революции – это ветер.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер – На всем божьем свете!

Здесь отражен и космический характер грядущих преобразований, и невозможность человеку противиться этим изменениям. Никто не остается равнодушным, ничто – незатронутым:

Ветер веселыйИ зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит…

Революция требует жертв, часто – невинных. Гибнет Катька.

Нам мало что о ней известно, но все же ее жаль. Стихийные силы влекут и солдат, бывших разбойников, предающихся “под шумок” безжалостным разбоям и грабежам.

Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба!

Это все – ветер, и не зря в конце он перерастает в страшную вьюгу, которая мешает даже большевистскому отряду из двенадцати человек, заслоняет людей друг от друга.

Образ старого, гибнущего мира предстает перед нами в виде больного, бездомного, голодного пса, которого невозможно прогнать, настолько он назойлив. То он жмется от страха и холода к коленям буржуев, то бежит за борцами революции.

– Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу!

Символичны и контрастные цветовые образы, пронизывающие поэму:

Черный вечер. Белый снег.

Черный цвет здесь многозначен. Это и символ темного, злого начала, и хаоса, и разбушевавшейся стихии – как в мире, так и внутри человека. Именно поэтому перед борцами за новый мир маячит тьма, над ними – “черное, черное небе”.

Но снег, который постоянно сопровождает отряд, – белый. Он словно очищает горе и жертвы, которых требует революция, будит духовность, выводит к свету. Ведь не зря же в конце поэмы появляется главный, самый яркий и неожиданный образ, всегда бывший символом чистоты и святости:

Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Такова поэма А. Блока “Двенадцать” – своеобразная, правдивая и незабываемая летопись революции тысяча девятисот семнадцатого года.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Второй вариант)