Изображение революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего “меж двух революций”, но упорно ищущего свой путеводительный маяк.
Поэма “Двенадцать” (1918) – итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершаются революции.
Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом

изображении буржуя, символа прошлого:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Против старого мира, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в организованных, сознательных солдат революции.
Основа содержания поэмы – “буря” в море жизни. Строя сюжет произведения, Блок обращается к антитезе, приему контраста. Резкое противопоставление двух миров – “черного” и “белого”, старого
и нового.

Главная тема и главный герой поэмы – революционный народ, народ в революционную эпоху. В отличие от дореволюционных произведений А. Блока, тема решается не лирическими средствами. Блок предоставляет героям выразить себя как бы независимо от автора.

В поэме звучат голоса двенадцати красногвардейцев. В поэму включены песни, частушки.
В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента (канун разгона Учредительного собрания), детали, дающие представление о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай выводится в поэме за свои пределы, становится основой философско-исторического обобщения. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает представления поэта о революции.

Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов.
Ветер, вьюга, пурга, снежная метель – образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой “мирового пожара в крови”, с темой рожденного революцией очистительного огня, с идеей возмездия, с вырвавшимися на простор творческими силами человека.
Для понимания отношения поэта к двенадцати красногвардейцам очень важны две антитезы. Одна – сопоставление красногвардейского отряда с представителями старого мира. Другая – противопоставление черного белому и “пса безродного” (старого мира) Христу. Красногвардейцы даны между двумя этими полюсами:
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе? – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади…
Старый мир еще оказывает влияние на души людей, вступивших с ним в борьбу. Поэтому такое место занимает в поэме личная драма Петрухи, обнаруживающая противоречия его характера. Блок стремился показать перспективу развития этого героя, выразить идею справедливости, человечности того дела, которому служат красногвардейцы. С этой целью он вводит в поэму образ Христа.

Этот образ служил для Блока олицетворением морали. С его помощью Блок субъективно стремился утвердить революцию. Этот символ, конечно, не мог передать конкретно-исторического содержания происходящих событий, он отражал серьезные противоречия в поэтическом мировосприятии Блока.
Взгляд автора “Двенадцати” на революцию заставляет вспомнить и трудные пушкинские раздумья о пугачевщине, о ее горестной неизбежности и о притягивающих художника своей трагической силой и размахом фигурах, возникающих на гребне “бессмысленного и беспощадного” бунта.
Говоря о новаторстве “Двенадцати”, следует более подробно остановиться на поэтике произношения. Ибо “буря”, которую революция произвела в “море искусства”, отразилась и в стиле, и в ритмах поэмы, в той “музыке”, которую Блок слышал и вокруг себя, и в себе самом. В поэме отчетливо слышна многоголосица, возникающая на историческом переломе, всколыхнувшем все слои русского общества и, прежде всего, широкие народные массы. Отсюда и разговорные интонации, отчетливые голоса улицы.

Высокое патетическое слово (“вдаль идут державным шагом”) сталкивается здесь со сниженной речью (“буржуй на перекрестке”, “поскользнулась И – бац – растянулась!”), лексика литературная, в том числе и политическая (“Вся власть Учредительному собранию!”, “товарищ”), – с просторечием и даже вульгаризмами (“ишь, стервец, завел шарманку, Что ты, Петька, баба, что ль?”). Интонация ораторская, лозунговая соседствует с лирической, частушка с маршем, мещанским городским романсом, революционной и народной песней, дольник и безрифменный стих с ямбом и хореем. Все это настолько органично объединилось в единый художественный сплав, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 г., дерзнул пометить в своей записной книжке: “Сегодня Я – гений”.
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма “Двенадцать” – великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма “Двенадцать” – честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять.

И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение революции в поэме А. Блока “Двенадцать”