Прием контраста в поэме Блока “Двенадцать”
Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым.
И в поэме “Двенадцать” революционная борьба показана с помощью контраста Блоком. Контраст представлен в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем Божьем
Контраст является в поэме основным средством изображения и несет в себе глубокую смысловую нагрузку.
Надо сказать, что символика поэмы “Двенадцать” построена на цветовом контрасте. Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” – эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все.
Души двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег – это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя
Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного – поэт в это искренне верил.
Блок показывает и контрастность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны – их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки – еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Эка тьма!” – говорит один из них. Тьма – это тоже символ, символ тьмы безверия.
И контрастирует с этой тьмой в финале поэмы Иисус Христос “в белом венчике из роз”. Александр Блок при помощи символа Христа – Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях – добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.
Роль контраста в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если его обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы – это не только борьба нового со старым, но и более широко – противостояние света и тьмы, добра и зла.
Контраст позволяет нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.
- Прием контраста в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Сюжет поэмы Блока “Двенадцать” строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля Блока позволяет ему свести до минимума описательность и особо выделить динамичность сюжетного действия. Огромную роль в построении динамичного сюжета играет прием контраста. Чтобы наглядно представить эффект данного приема, обратимся непосредственно к тексту поэмы. В первой […]...
- Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме “Двенадцать”. Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в […]...
- Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока “Двенадцать”? В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру? Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатирическое. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинноволосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обобщенно-символически старый мир дан в образе голодного пса. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока “Двенадцать”. Образ двенадцати дан в развитии. В […]...
- Художественные особенности поэмы “Двенадцать” А. А. Блока Поэма “Двенадцать” построена на контрастах. Цветовое решение фона напоминает плакат. Основной контраст – это противопоставление черного и белого. Цветовые эпитеты раскрывают непримиримость, трагедийность существования двух миров: “черный ветер”, “белый снег”, “черное, черное небо”, “черная злоба, святая злоба”, “черные ремни”, “огни, огни, огни”. Язык блоковской поэмы многолик: простонародные выражения граничат с лирическими описаниями, сниженной разговорной речью, […]...
- Христианские мотивы в поэме Блока “Двенадцать” Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: “Страшная мысль этих дней: […]...
- Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” А. А. Блока Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […]...
- Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям. Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой […]...
- Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Второй вариант) Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! А. Блок А. Блок – замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на рубеже двух эпох. Он признавался, что его жизненный и творческий путь пролегал “среди революций”, однако события Октября поэт воспринял гораздо глубже и органичнее, чем 1905 год. Возможно, это случилось из-за того, […]...
- Какова символика вьюги в поэме Блока “Двенадцать”? Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам богатейшее литературное наследие. Оно включает в себя стихотворения, поэмы, критические статьи. Поэт жил в очень острое время, на переломе двух эпох. Чувствуя постоянную неудовлетворенность старыми порядками, царящими в его стране, Блок восторженно принял революцию. В […]...
- Символика цвета по поэме Двенадцать (Блок Александр) Символика цвета в поэме А. Блока “Двенадцать”. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора. В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный. Белый цвет необходим для приема антитезы: Черный вечер. Белый снег. Но черен […]...
- БОРЬБА ДВУХ МИРОВ. В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое обла- ко грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разру- шения” и тоску по другой музыке, музыке “нового века”, который “взойдет средь всех несчастных поколений” Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений […]...
- Образы и символика в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным […]...
- Символические образы и их смысл в поэме А. Блока “Двенадцать” Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, […]...
- Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с идеей времени и круга – двенадцать месяцев, двенадцать часов. Таково и количество поименованных персонажей в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. Поясните, что в поэме […]...
- Особенности изображения двух миров в поэме Блока “Двенадцать” Поэтический мир Блока – это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в январе 1918 года, поэма “Двенадцать” как бы завершала духовный и творческий путь А. Блока. В ней нашли отражение главные для его творчества темы: народ и революция, революция и интеллигенция, судьбы России. Причем революция предстала в […]...
- Композиция поэмы А. А. Блока “Двенадцать” И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в […]...
- Символика и ее роль в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать” вызвала широкий резонанс. Это объясняется, в том числе, многозначностью и символическим подтекстом произведения. В своей поэме Блок ставит философско-этические вопросы и решает их в русле исканий того времени. Поэт принимает и отчасти оправдывает стихийные проявления народного гнева. Фило-софской символикой цвета, тщательным подбором лексики, ритмом стиха автор подчер-кивает грандиозный смысл происходящего: Черный […]...
- Тема святости и греха в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме “Двенадцать”, к ее геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма – великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. По-эма […]...
- Библейские аллюзии в поэме А. Блока “Двенадцать” России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних […]...
- “Вечные” вопросы и их решение в поэме Блока “Двенадцать” Блок писал в 1920 году: “…те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы”. Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о “капле политики” в поэме и возмущался, что именно эта “капля” оказалась […]...
- Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать” 1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень […]...
- Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока “Двенадцать” (Первый вариант) Александр Блок – один из самых крупных и значительных поэтов “серебряного века” и центральная фигура литературного направления, получившего название “русский символизм”. Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма “Двенадцать”. Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого […]...
- Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока “Двенадцать” – Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались – поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение – поэму “Двенадцать”, в ней поэт передает “музыку революции”, которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе – противопоставлении двух цветов – белого и черного, […]...
- Сочинение на тему: Революция и старый мир в поэме “Двенадцать” Поэма “Двенадцать” – непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: “Сегодня я гений”. Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная основа, выражающаяся в использовании частушечного ритма, пословиц, городского романса. Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип […]...
- Образ революции в поэме А. Блока “Двенадцать” ХХ век – очень сложный период в истории России. Это время перелома, тяжелых, глобальных перемен. Революция 1917 года потрясла своим размахом, значительностью всю огромную страну. Никто не мог остаться равнодушным. Безусловно, откликнулась на все происходящее в России и интеллигенция. Так, в 1918 году А. Блок написал свою знаменитую поэму “Двенадцать”. В период написания поэмы, Блок […]...
- Почему впереди двенадцати красногвардейцев идет Иисус Христос? По поэме А. Блока Двенадцать Самым загадочным образом в поэме А. Блока “Двенадцать” является образ Христа. Его появление в финале произведения впереди двенадцати красногвардейцев, “апостолов” новой жизни, помогает поэту оправдать с точки зрения высшей справедливости революцию, ставшую центральным событием в поэме. Весь путь, который пройдут герои, – это путь из бездны, разгула темных страстей и вседозволенности к воскрешению. Они пробираются […]...
- Смысл образа Христа в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил “ветер”, “страшный шум” времени, переломный характер эпохи. “Двенадцать” была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией. Это произведение – не “поэтохроника”, а поэма, […]...
- ПОЭМА А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ”;. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ “Двенадцать” – первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. В поэме постоянно присутствует образ бурной стихии. Ветер: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер! На всем божьем свете! Это – ветер с красным флагом Разыгрался впереди… Вьюга: Разыгралась чтой-то вьюга. Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за […]...
- Старый и новый мир в поэме Александра Блока “Двенадцать” “Окаянные дни” – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения. Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно […]...
- Поэма Блока “Двенадцать” И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль, Ко всему готовы, Ничего не жаль… А. Блок Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюционных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. […]...
- Тема святости и греха в поэме Блока “Двенадцать” А. А. Блок очень хотел связать с революцией, этим судьбоносным для страны событием, возможность обновления всего мира, его духовного очищения. Искренняя вера в спасительность “мирового пожара” революции нашла отражение, прежде всего, в поэме “Двенадцать”. Поэма была написана на одном дыхании: Блок начал работать 8 января 1918 года, а 28 января уже закончил, после чего в […]...
- Символика в поэме Александра Блока “Двенадцать” Символ – это один из методов тайного сопоставления. От остальных сходных литературных приемов – метафор, гипербол и прочих, их отличает многозначность. Любой человек воспринимает их настолько, насколько ему это приходится по нраву, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы зарождаются не только благодаря намеренному желанию автора, чтобы читатель узнал в них […]...
- Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока “Двенадцать”? Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть большевиков. Между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок. В поэме “Двенадцать” ярко и реалистично переданы события, […]...
- Сочинение на тему поэмы Блока “Двенадцать” Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего […]...
- Стихия революции и нравственная идея в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А. А. Блок – поэт трагического мироощущения — отразил в своем творчестве то состояние духовного кризиса, в котором Россия оказалась на рубеже XIX-XX веков. Предчувствием надвигающихся потрясений и перемен проникнут уже ранний сборник Блока “Стихи […]...
- Поэма Александра Блока “Двенадцать” – гимн или реквием? Долгое время советские идеологи от литературы хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Не так давно воинствующие апологеты так называемых преобразований начали по этому же поводу злословить. И мало кто захотел понять и разобраться, и услышать истинное звучание поэмы. Нужно заметить, что Блок никогда не был певцом победившего класса. Искренний в своем приятии […]...
- Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока “Двенадцать” Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье “Интеллигенция и революция”, напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. В январе 1918 года Блок создал знаменитую поэму ” Двенадцать “. В ней он с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в […]...
- Изображение революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего “меж двух революций”, но упорно ищущего свой путеводительный маяк. Поэма “Двенадцать” (1918) – итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершаются революции. […]...
- Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать” Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей аналогичными тем, о которых уже говорилось в связи со “Скифами”. Блок рассуждал примерно так: с победой христианства, как более прогрессивного по сравнению с язычеством культа, погибла Римская империя, погибло варварство. Христианство – новая эра, новая […]...
- Символика в поэме А. Блока “Двенадцать” По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов – метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их лично понимает. Точно так же и в художественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному […]...