Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать”

1. Краткие биографические сведения.
2. Отражение революционной эпохи.
3. Тема революции в поэме.
4. Двойственные стороны революции А. А. Блока.
5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского.
А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень любили литературу, почти все сами писали и занимались переводами.

Именно в такой литературной семье и вырос великий поэт. В 1898 году А. А. Блок оканчивает гимназию, поступает в Петербургский

университет, вначале на юридический факультет, а затем в 1901 году переводится на филологический. Свое обучение он окончил в 1906 году.

Постепенно год за годом поэт создает свои великолепные стихи: “Стихи о Прекрасной Даме” (1904), “Сытые”, цикл стихов “Нечаянная радость”, “Снежная маска” (1905-1907); “На Куликовом поле”, “Родина” (1907-1916), поэмы “Двенадцать”, “Скифы” (1918).
В 1905 году многие темы и мотивы ранней лирики Блока начинают претерпевать серьезные изменения, у поэта появляются социально-политические, идеи. Теперь поэт смотрит на жизнь не как влюбленный юноша, а как

уже состоявшийся критик действительности, судья той эпохи. В его творчестве стала проявляться заинтересованность к судьбе самой страны, всего общества, ему уже нужно было разобраться, что же будет в будущем с каждым из нас и что есть в настоящем.
А. А. Блок предчувствовал ближайшее наступление революции, так как прежний мир стал не соответствовать движению жизни. А главное то, что в тот период времени сам мир стал не просто жестоким и бесчеловечным, но и ощущалось в нем постоянное нарастание народного волнения, которое было необратимо и неуправляемо. Революция как таковая является уже неизбежным результатом этого народного безумства и стремления изменить жизнь к лучшему. Поэма “Двенадцать” была написана в 1918 году.

Она стала гимном революции, как некая песнь славы и преданности одной идее.
Октябрьская революция в поэме “Двенадцать” представляет собой стихийное проявление и противостояние социальных низов общества политическому строю того времени. У Блока эта революция показана как безумное действие захватывающее и поглощающее весь мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
Революция у поэта не может существовать классово, так как на это влияет ее стихийность. Поэтому “неугомонный враг” в поэме так и не показан. В поэме есть только одно единственное убийство и не буржуя, стоящего на перекрестке, а убийство Катьки.

Так поэт показывает эту стихийность, которая проявляется в необузданном, неуправляемом стремление убивать и рушить.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
Силы, которые руководят этой революцией, различны. А. А. Блок показывает, что сама по себе она имеет две стороны, как положительную, так и обратную – отрицательную. С одной стороны, революция необходима для восстановления справедливости, а с другой – она же способна подтолкнуть людей и к плохим, необдуманным поступкам – мародерству, вандализму:
Эх, Эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!
Носителями идеи революции в поэме “Двенадцать” являются красногвардейцы, и их поступки тоже двойственны. Именно они вершат справедливую расправу с буржуазией, и им же принадлежит бессмысленное убийство Катьки. Они держат революционный шаг, но в то же время могут и “ножичком полоснуть”.
Революция у А. А. Блока с одной стороны предельно обобщена. В поэме действующие лица обыкновенные простые люди – это какой-то писатель, Петька, Ванька, барыня в карауле, Катька, главная действующая сила, двенадцать красногвардейцев, имена которых неизвестны. А с другой стороны, для поэта революция – это общечеловеческая катастрофа.

Соответственно, масштаб поэмы столь же велик – начиная от всей вселенной и заканчивая конкретным человеком, его внутренней сущностью, его душой.
Революционная стихия разрушает старый мир, но после такой революции так и не рождается, как утверждает Блок, “третья правда”. Впереди, как не вглядывается поэт, больше ничего нет, а сзади остался только “старый мир, как пес бездомный”. И на вопрос:что впереди? – нет ответа.
Описывая все эти картины разрушения и уничтожения прошлой действительности, А. А. Блок одновременно подчеркивает и святость такой революции. Так, самих красногвардейцев, которые несут смерть старому миру, неожиданно возглавляет сам Христос.
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,…
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Таким образом, получается, что у А. А. Блока святыня и грех постоянно сливается во что-то единое. Читыая поэму “Двенадцать” читатель постоянно сталкивается с тем, что все красногвардейцы очень часто, на протяжении всей поэмы, отрекаются от Христа:
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Поэт неоднократно подчеркивает в своей поэме, что красногвардейцы идут без креста: “Эх, эх, без креста!”. Двенадцать красногвардейцев постоянно пытаются отречься от Христа. Но ведь именно Христос – символ нравственности русского народа и он не покидает красногвардейцев. Это и есть еще одна двойственная сторона поэмы А. А. Блока “Двенадцать”.

Сам поэт не ожидал такого финала: “Мне тоже не нравиться конец “Двенадцати”, но я бы хотел бы, чтобы этот конец был другой. Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел я Христа…”.

Прочитывая еще раз поэму, понимаешь, что главное-то здесь находиться над самой стихией, над всем этим безумством – это Исус Христос, который в итоге должен привести “двенадцать” к возрождению и святости.

Читательская публика очень бурно встретили поэму А. А. Блока “Двенадцать”. Произведение получило сразу две различные группы отзывов. Кто-то говорил, что поэма “Двенадцать” – это гимн революции, а кто-то, наоборот, утверждал – что это проклятие революции. Двойственность поэмы Блока чрезвычайно точно подметил и проанализировал В. В. Маяковский в своей “Оде революции”:

Тебе обывательское

– О будь ты проклята трижды! –

И мое,
Поэтово – О четырежды славься, благосвенная!..

По мнению Маяковского, революции происходят по объективным законам истории – настоящий мир слишком стар, душен и бесчеловечен. В том старом мире Блока видно нарастание народной стихии, которая в итоге становиться неуправляемой. В своей статье “Умер Александр Блок” Маяковский пишет: “А. А. Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в совей знаменитой поэме “Двенадцать””.

И главное здесь то, что поэт все таки встал на сторону октябрьской революции и воспел ее в своем наилучшем произведении – в поэме “Двенадцать”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать”