Разработка урока. Погода родного края

Цель: продолжать формировать понятие твой родной край; сформировать понятие о погоде в родном крае; ознакомить учеников с процессом образования ветра; обогатить представление детей об осадках; сделать ударение на значении прогноза погоды для человека; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать любовь к родному краю. Оборудование: географические карты (карта полушарий, физическая карта Украины и карта естественных зон Украины); компас для измерения температуры воздуха

на улице; флюгер (его модель или рисунок); таблица с условными пометками погоды; классный календарь наблюдений за погодой; рисунки и фотографии пор года в родном крае. Ход урока I.

Итог фенологических наблюдений II. Проверка домашней задачи 1.

Фронтальное опрашивание. – Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

-Как вы понимаете выражение свой родной край? – В какой естественной зоне он находится? – В какой части Украины он расположен? – Нравится ли вам родной край? Чем?

-Почему родной край называют малой родиной? Фронтальная проверка домашней задачи в тетрадях (С.

53). Индивидуальное

опрашивание. Задача 1. Покажите на физической карте естественных зон свой родной край, определите его областной центр.

С какими областями граничит ваш родной край? Какая это естественная зона? Задача 2. Покажите на физической карте Украины свой родной край, определите формы земной поверхности и водоемы на территории родного края.

Объясните, как вы это сделали? Задача 3. Расскажите о местности, где вы живете, по плану в учебнике (С. 145).

Задача 4. Подойдите к окну и с помощью компаса определите, с каких сторон горизонта находятся от школы парк (сквер, лес, шоссе, пруд, другие объекты). Задача 5 (для двух учеников). Расскажите и покажите на своих рисунках, как можно ориентироваться на местности без компаса. (Рассказ по желанию). Задача 6. Расскажите об особенностях пор года на территории родного края.

III. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учеников – Давайте посмотрим на классный календарь природы и вспомним, что вы в нем отмечаете каждый день, какими условными обозначениями пользуетесь. – С помощью какого прибора измеряете температуру воздуха? – Как определяете направление и силу ветра? – Как именно вы обозначаете особенности погоды в календаре природы? – Как называются изменения, которые происходят в воздухе над определенной местностью? – Почему людям важно знать о погодных условиях в разные поры года и не только в своей местности? IV. Сообщение темы и задач урока V. Первичное восприятие и осознание нового материала Рассказ учителя с использованием наглядности. – Все мы, отправляясь в школу, на работу, интересуемся, какой будет погода.

Выглянем в окно, есть осадки или нет, смотрим на термометр – холодно или тепло, стараемся предвидеть, каким будет день. Итак, погода может изменяться за короткий промежуток времени. И проще включить радио и прослушать прогноз погоды.

Для нас она может быть хорошей или плохой, но для специалиста понятие погода включает в себя: температуру воздуха, скорость, силу и направление ветра, облачность и осадки. Все эти показатели могут изменяться во времени и в пространстве. Это означает, если в одной местности сухо, тепло и солнечно, то за несколько десятков километров от нее может быть холодно и влажно. А через несколько часов все снова может изменится.

Все эти изменения происходят в наиболее низком пласте атмосферы. VI. Работа с учебником (С. 145-146) Прочитайте текст “Погода в родном крае” (С 145) и объясните, что такое погода.

Рассмотрите рисунки на С. 146, а во втором абзаце текста найдите ответы на вопрос. – Что такое ветер? – Почему он возникает? – Какой силы бывает ветер? VII. Продолжение рассказа учителя – В природе воздух всегда движется. Солнце нагревает Землю, но не везде одинаково.

Там, где она нагревается больше, воздух становится теплее и поднимается вверх. На его место поступает холодный. Это движение воздуха над земной поверхностью и является ветром. Иногда ветер едва заметен, а иногда он дует с огромной силой.

Очень сильный ветер называют ураганом. Он срывает кровлю с домов, ломает деревья, служит причиной значительных разрушений. Ветер дует в разные стороны. Его направление определяют с помощью флюгера.

Северный ветер, как правило, несет похолодание. Когда он сменяется на южный, то погода становится теплее. Силу ветра измеряют с помощью ветромера. Человек использует силу ветра в тех местах, где не хватает электроэнергии.

На вершине горы Ай-Петри (Крымские горы) над г. Ялта дуют сильные ветра – До 40 м/с. Там строится ветряная мельница для обеспечения электроэнергией Крымского полуострова. На Земле много воды.

Вся вода, которая испаряется, превращается в невидимый пар, который всегда содержится в воздухе. Когда она охлаждается, то из пара образовываются очень мелкие капельки воды. Из таких капель образовывается туман.

Тучи – это тот же самый туман, но он находится в воздухе высоко над земной поверхностью. Мелкие капельки в тучах, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются. Туча становится темнее.

Тяжелые капли воды не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя. Дождь бывает в теплую пору года. Зимой из паров образовываются снежинки.

Летом иногда выпадает град. Он наносит значительный ущерб сельскому хозяйству: уничтожает поля пшеницы, ржи и других растений, калечит урожаи садов. Град, дождь, снег, роса, иней – это осадки.

Итак, атмосферные осадки, – это вода, которая выпадает на поверхность Земли. Рассказ-Беседа о прогнозе погоды. – Погода в жизни людей и их деятельности имеет особое значение. Посудите и приведите приме


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Разработка урока. Погода родного края