“В высшей степени правдив и человечен”. Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина (разработка урока)



Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна “Исполин”.

Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, “приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке”, висят у него в кабинете.

Они его враги, страшные и неуязвимые.

Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

“Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, – глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это – глаза Щедрина.] – Ваше превосходительство… – залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: – Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек,

если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения.

И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…”

Вопросы классу

Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.) У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия “Приключение с Крамольниковым”. В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем – и о муках русского подневольного литератора. “Крамольников был коренной пошехонский литератор.

Он глубоко любил свою страну.

Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности”. Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя.

Начать работу можно в классе, а закончить дома. 15 января 1826 года – родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок.

Безрадостное, тяжелое детство.

Жестокая, жадная мать, нищета крестьян – ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в “Пошехонской старине”. 1836 год – Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С.

Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова. 1838 год – в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания.

Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. 1844-1848 годы – служба.

Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии.

Повесть “Противоречия”. Повесть “Запутанное дело”.

26 апреля 1848 год – лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев. 1848-1856 годы – 8 лет ссылки.

Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.

1856-1857 годы – из Вятки в Петербург. Книга “Губернские очерки” (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.

1857-1863 годы – циклы сатирических рассказов. Критика реформ.

Призыв к делу. 1858-1868 годы – государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ.

Закрытие “Современника”. 1868-1884 годы – Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в “Отечественные записки”, где писатель работает до их закрытия.

После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о свержении существующего строя.

Сатирический цикл “Помпадуры и помпадурши”. Роман “История одного города”. 70-е годы – болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.

1880 год – отдельное издание “Господ Головлевых”. 80-е годы – раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.

1884 год – закрыты “Отечественные записки”. Написана “Пошехонская старина”.

28 апреля 1889 года – Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.

В заключение урока звучит стихотворение Пушкина “Пророк”.

Итоговые вопросы

Какова связь между стихотворением Пушкина “Пророк” и жизнью Салтыкова-Щедрина? Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“В высшей степени правдив и человечен”. Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина (разработка урока)