Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне””

Стефашкина Татьяна Федоровна, учитель русского языка
Объявление
Домашнее задание к уроку:
I блок – теория литературы

Что такое – роман-воспитание? Сказ, особенность сказа у И. Шмелева.

II блок – творческое задание

Обед “для разных”. “Убогие” блины. “Снять счастье”?

(подготовить сообщение – анализ, суть, нравственный аспект)

Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами ее сформулируют (после слов учителя).

Цель урока: Разобраться в философском смысле произведения, выяснить

– о чем же “Лето Господне”, через что надо пройти, чтобы обрести счастье.

– Обучающая: самостоятельно выявить проблематику романа, работа по осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
– Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся, мыслительной деятельности.
– Воспитывающая: актуализировать личный жизненный опыт учащихся, помочь увидеть нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями.
Тип урока: комбинированный урок с использованием коммуникативно – деятельностного подхода (урок-исследование).

Методы:

– эвристический (частично

поисковый) – этот метод активизирует мыслительную деятельность школьника;
– исследовательский – самостоятельное открытие учеником произведения;
– специфический (метод творческого чтения и творческого задания)- позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию эмоциональной сферы.
Приемы: работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, комментированное чтение, прослушивание выразительного чтения наизусть, использование предметных связей с музыкой.

Оборудование: аудиозапись колокольного звона, портрет И. Шмелева, репродукции к произведению (Москва начала века, христианские праздники, иконы).

Запись на доске:

1. Жанровое своеобразие произведения.

2. Основная идея.

3. Пространственно-временная особенность.

4. Христианские праздники (их суть, нравственный аспект).

Запись на центральной части доски:

“Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам. (А. Пушкин)

Проблемный вопрос:

1. О чем “Лето Господне”? (суть произведения).

1. 1. Через что надо пройти, чтобы обрести счастье?

Счастье
В конце урока схема будет выглядеть так:

Ход урока

I. Прослушивание аудиозаписи (перед уроком на перемене) для эмоционального настроя учащихся.

II. Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведением И. Шмелева “Лето Господне”. На предыдущих занятиях мы уже рассматривали образ красоты, картины жизни и быта Москвы, а вот о чем еще не говорили, на ваш взгляд?

Посмотрите на те вопросы, которые нам надо разобрать, а также материал д/задания, подумайте и скажите.

(нравственная проблематика заявлена у Шмелева сразу – эпиграф А. Пушкина)

Объявляется тема урока (записывается на доске) и цель.

III. Аналитическая беседа (по вопросам учителя).

– Итак, 1-ый вопрос (это было дом/заданием), определить жанровое своеобразие произведения. Что же такое, по Бахтину, роман-воспитание?

– У Шмелева роман-воспитание написан в форме сказа. Что такое сказ, и в чем особенность сказа у Шмелева? (повествование ведется одновременно “голосом ребенка” и “голосом взрослого человека”) – примеры из текста:

Гл. “Чистый понедельник”.

Гл. “Постный рынок”.

Гл. “Пасха” и др.

– По жанру это роман-воспитание, а жанровое своеобразие любого произведения связано с его основной идеей. Какова же основная идея романа? (показать, как формируется личность, под влиянием каких людей, какой среды)

– Определив идею романа, мы подошли с вами к нравственному началу в воспитании. Какова же эта среда? Что/кто воспитывает мальчика?

(Роль воспитателя выполняет отец; образ отца принимает не только конкретное, но и религиозное значение. Мальчика воспитывает образ отца, его опыт. Герой формируется в русской идеальной среде – Москва (Замоскворечье), она активно воспитывает Ванечку и в быту и в бытие.

Он вбирает в себя обычаи, черты русского характера – отца, Горкина, Василь Васильича.) – примеры из текста.

IV. Анализ эпизодов, отрывков из текста. Аналитическая беседа.

Анализ отрывка “Москва-река” из главы “Петровками”.

Анализ отрывка “Лужа” из главы “Мартовская капель”.

Анализ отрывка “Кривая” из главы “Постный рынок”.

Проанализировав данные эпизоды, можно сказать, что помимо того, кто воспитывает ребенка, еще очень важная сторона воспитания – воспитание культурой, традициями. А сейчас давайте рассмотрим суть и нравственный аспект некоторых христианских праздников.

Анализ праздника “Радуница” – суть, нравственный аспект.

V. Выразительное чтение наизусть отрывка из главы “Рождество”.

Анализ праздника “Рождество” – суть, нравственный аспект.

VI. Аналитическая беседа (по вопросам учителя). Анализ текста:

– У Шмелева особое пространство – “Лето Господне”. Что это? Даже своим названием автор хотел сказать нам что-то очень важное.

– Давайте разберем пространственно-временную особенность романа.

(Год Господен цикличен: от Пасхи до Пасхи, а следовательно, бесконечен. Православный календарь близок к природе, имеет круговую композицию, и композиция романа совпадает с православной символикой.)

3-х частная:

– праздники
– радости
– скорби
– Праздник; почему роман начинается с праздника?(у ребенка вся жизнь праздник, в детстве идет знакомство с миром, ребенок всему радуется, это самые светлые и теплые воспоминания)

– В детстве формируется душа человека, и именно православная культура является важной стороной воспитания. Это то, на чем держится нация.

– А вот на чем держится нация, как воспитывает православная культура? Это мы узнаем из вашего дом/задания.

VII. Анализ эпизода.

1.Обед “для разных”. (гл. “Обед для разных”)
2.”Убогие” блины. (гл. “Масленица”)
– Что объединяет эти два эпизода?(милосердие, сострадание, чуткое отношение к человеку, забота о ближнем)

– Давайте с вами подумаем, постараемся выяснить суть православной культуры, христианских праздников, т. е. ответить на проблемный вопрос:

?- о чем же “Лето Господне”, через что надо пройти, как надо жить, чтобы обрести счастье?

– Давайте попробуем окунуться в суть произведения, а для этого разберем два эпизода:

– “стояние”
– “покаяние”
– Что объединяет 2 эпизода? (молитва – и там и там; молитва – это разговор с Богом, это покаяние, осознание своих грехов)

(ребенок до конца не понимает, что через молитву человек кается в своих грехах, очищается; ребенок ведет себя естественно, а значит – честно; т. е. счастье дается нам за труды наши, за то, как мы живем)

– На Руси есть святой праздник с красивым, поэтическим обычаем – “снять счастье”. Действительно ли счастье “снимает” не каждый, его надо заслужить.

– Что же такое – “снять счастье”? Анализом этого эпизода мы подведем итог всему сказанному.

Заключительное слово учителя.

Действительно, счастливый человек – это тот, кто умеет, поборов в себе гордыню, осознать свой грех, свою неправоту. И если в начале XX в. еще стоял вопрос: что есть Бог, то сейчас, в наше неспокойное время актуален вопрос: что есть человек?

И И. Шмелев ответил на него своим произведением – счастье достигается праведным образом жизни, т. е. человек в любой ситуации должен оставаться человеком с большой буквы, нести в себе высокое нравственное начало, быть милосердным, не озлобиться, не нести в себе обиду, научиться прощать чужие грехи. Это и есть счастье.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне””