Разработка урока. Естественные зоны Украины. Смешанные леса. Растения и животные смешанных лесов

Цель: раскрыть причину разнообразия природы Украины; сформировать понятие о естественных зонах; объяснить причину изменения тайги смешанными лесами; ознакомить с растительным и животным миром, богатством недр; развивать наблюдательность, мышление; воспитывать заботливое отношение к природе Украины, ее богатствам. Оборудование: физическая карта Украины, карта естественных зон, атлас для 4-го класса, виды смешанного леса, гербарий растений, иллюстрации с животными смешанных лесов, ребусы, кроссворды, интересные задачи. Ход урока I.

Организация класса II. Повторение изученного материала 1. Фронтальное опрашивание с помощью тестов. 1) Какие вы знаете водоемы в Украине?

А) реки, источники, озера, моря, ставки, болота, хранилища; Б) океаны, реки, озера; В) озера и моря.

2) Где образовывается источник? А) На холме; Б) В реке; В) На дне оврагов, балок, склонах холмов, крутых берегов рек. 3) Как правильно показать реку на карте?

А) От устья до ее истока; Б) от середины до ее конца; В) от истока к ее устью. 4) Назвать знаменитые озера Украины. А) Сиваш, Днепр, Дунай; Б) Свитязь, Сиваш, Черное; В) Свитязь, Синивер, Ялпуг, Кагул, Сиваш. 5) В какой части Украины больше всего болот?

А) В Крыму; 6) на Подолье; в) на Полесской низменности. 6) Назвать моря Украины. А) Белое, Охотское; Б) Черное, Каспийское; В) Черное, Азовское. 2. Индивидуальное опрашивание. – Почему родниковая вода является холодной и чистой? – Какое строение имеет река? – Что такое озеро? – Как образовывается болото? – Назвать наибольшие реки Украины. – Что такое море?

III. Актуализация опорных знаний 1. Создание проблемной ситуации. Учитель зачитывает стих Николая Федоровича Сингаивского.

Песня родного Края Из капли ручей начинается, Капля к капле – море воды. Своевременно засеем поле наше, Земля, роди. Мир необъятный.

Земля большая. Каждому солнцу – в его стороне. Края мой, судьба моя сонцеликая, Ты при мне.

Есть хлеб, а к хлебу – звездная песня, Земля моя, синеглазое Полесье, Мой первый букварь. Я травы твои на вкус ощущаю, Как воду из целебных живых колодцев. Знаю мелодии отчего края Из голоса птиц. Ветвь к ветви – цвети, край, Больше в мире цвета становится.

Выйду в сад и сердцем познаю Древо свое. 2. Ответы на вопрос. – Подумайте, о каком крае речь идет в стихе? (Полесье) – В какой зоне находится Полесье? (Естественная зона. смешанные леса) – Как вы понимаете выражение “смешанный лес”? (Лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья.) IV. Физкультминутка V. Сообщение темы и задач урока – Наверное, вы уже догадались, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке.

Тем, кто еще не догадался, поможет вот эта задача. Дайте ответ на вопрос – и по вертикали первые буквы каждой отгадки составят тему нашего урока. Одна из составных частей почвы. (Песок) Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Река) Как называется углубление, по которому течет река? (Русло) Какое растение изображено на рисунке? (Камыш) Какое животные изображено на рисунке? (Дельфин) Маслянистая жидкость темно-бурого цвета с едким запахом, которая легче воды. (Нефть) Название птичек. (Иволги) Какая пора года запорошена белыми снегами? (Зима) Кто этот зверь рогатый, что рогами богатый? (Олень) Планета Солнечной системы на букву Н. (Нептун) Маленькое, серенькое, а хвостик – как шило. (Мышь) Название украинской реки, которая начинается из буквы И. (Ирпень) Название птичек, которое начинается с буквы Ш. (Шишкарь) Хищная рыба. (Акула) Украинский город, название которого начинается с буквы Н. (Нежин) Имя мальчика. (Иван) Улетают за моря, в края далекие, на домах гнезда вьют, зовут же их…(аисты).

Имя девочек. (Ирина) С неба чудо золотое и светит нам, и греет. (Солнце) – Итак, перед нами появилась задача – выяснить причину разнообразия природы в Украине, а также рассмотреть, как изменяются природные зоны с севера на юг, и больше узнать о такой естественной зоне как смешанные леса. VI. Восприятие и осознание учебного материала 1. рассказ-беседа учителя. – Если путешествовать по суше с севера на юг, то можно увидеть, что большие участки земной поверхности с одинаковой природой сменяют друг друга.

Такие участки Земли называют естественными зонами. Естественная зона – это местность со своеобразным климатом, почвами, растительным и животным миром. Обратимся к физической карте Украины. Раскройте атласы.

Как обозначаются естественные зоны на карте Украины? (Ответы учеников. ) Определите, какие естественные зоны есть на территории Украины. (смешанные леса, лесостепь, степь, горы Карпаты, Крымские горы) Каждая естественная зона постепенно переходит одна в другую, имеет свои климатические условия, природные ресурсы, почвы, растительный и животный мир. Лишь пересчитав естественные зоны, можно сделать вывод о разнообразии природы Украины. Поэты воспевают Украину, ее сказочную природу в своих стихах.

Бывает, временами слепну от красоты. Остановлюсь, не понимаю, что оно за чудо, – эти степи, это небо, эти леса, Все так хорошо, чисто, неизменчиво, Все как есть – дорога, яворы, Все мое – все носит название Украина. 2. Характеристика зоны смешанных лесов. Класс распределяется на группы.

Ученики каждой группы дают характеристику зоны смешанных лесов по плану: Расположение естественной зоны на территории Украины. Формы поверхности естественной зоны (1 группа). Погода в естественной зоне в разные поры года. растительный и животный м
ир (2 группа). Интересное о зоне смешанных лесов (3 группа). На карте ученики показывают естественную зону смешанных лесов по ее границам.

Она расположена в Украине на севере, занимает около 20 % территории. Протягивается с севера на юг на 150-200 км. К зоне смешанных лесов принадлежат такие области, как: Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская, Черниговская и небольшие территории Львовской, Тернопольской, Хмельницкой и Сумской. Ее поверхность является равнинной.

Земли переувлажнены. Есть болота и заболоченные массивы. Протекают здесь притоки Припяти: Горынь, Стир, Жерев, Уж, Тетерев, Десна с притоками. Есть также несколько больших озер.

Климат в зоне смешанных лесов умеренно-континентальный. Теплое, влажное лето. Дождливая осень. Мягкая зима.

30 % территории занимают леса. Остальное – сельскохозяйственные угодья и болота. В зоне смешанных лесов преобладают боры, суборы, березняки. Боры – это сосновые леса, суборы – это сосны и дубы, а березняки – это березовые леса.

Здесь растут брусника европейская, копитняк европейский. Папоротник, звездочник лесной, рябина обычная, вереск, зверобой, моренка ароматная. В смешанных лесах водятся лоси, косули, кабаны, олени, белки куницы, барсуки, волки, лисицы.

Из птиц распространены тетерева, рябчики, глухари, скворцы, синицы, дрозды, дятлы. Также распространены гадюки обычные, ящерицы, болотные черепахи. В лесах есть много насекомых-вредителей: сосновый и непарный шелкопряды, усачи, короеды, комары. (Рассказы учеников сопровождать иллюстрациями растений и животных).

3) Зону смешанных лесов называют Украинским Полесьем. На территории этой естественной зоны создан большой искусственный водоем – Киевское водохранилище. А также находится национальный естественный парк – Швейный и Полесский заповедники. В Красную книгу занесены сон-трава большая, росянка английская, аист черный, зубр, бражник мертвая голова.

VII. Физкультминутка VIII. Осмысление учениками знаний 1. работа с учебником и атласом.

На С. 8 и 9 атласа найти и пересчитать растения и животных смешанных лесов. Обработать статьи учебника “Естественные зоны Украины” и “Смешанные леса”. 2. ВЫберите правильный ответ.

1) Северная часть Украины находится в зоне: А) лесостепи; Б) степи; В) смешанных лесов. 2) Полесье – это край: А) безлесных равнинных пространств; Б)смешанных лесов; В) объединение моря с красотой гор. 3) В зоне смешанных лесов находится государственный заповедник: А) Медоборы; Б) Аскания – новая; В) Полесский; Г) Дунайские плавни. 4) В зоне смешанных лесов расположены такие большие города: А) Львов, Шепетовка, Суммы; Б) Запорожье, Донецк, Николаев; В) Луцк, Ровно, Житомир, Киев.

3. Игра “Постройте цепь питания” (в группах). – Постройте цепь питания, которая сложилась в зоне смешанных лесов. (Группы озвучивают свои работы.) Конкурс. Нарисуйте мысленный рисунок к каждой поре года (зона смешанных лесов). Викторина “Знайте, любите, берегите”. Что дает вам природа?

Какие редчайшие растения вы знаете? Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц? Какие вы знаете сказки и рассказы, героями которых являются животные?

Какой самый большой зверь в Украине? Каких вы знаете животных, которые занесены в Красную книгу? 6. Тесты.

1) Кто залегает в зимнюю спячку? А) Белка; Б) медведь; В) волк. 2) Кто подбрасывает яйца в чужие гнезда?

А) Соловей; Б) сорока; В) кукушка. 3) Кто имеет отравляющие зубы? А) Волк; Б) гадюка; В) еж.

4) Кто строит домики с множеством ходов? А) Куницы; Б) барсуки; В) муравьи. Кто имеет большие клыки?

А) Кабан; Б) медведь; В) лось. 7 Работа в тетрадях с печатной основой. IХ. Обобщение знаний учеников – О чем говорилось на сегодняшнем уроке? – Что нового вы узнали? – Что вам понравилось? – Что вам более всего запомнилось? – Покажите на карте зону смешанных лесов.

Х. Домашняя задача Прочитать статьи “Естественные зоны Украины”, “Смешанные леса”. Творческая задача: нарисовать растение или животных зоны смешанных лесов и рассказать о них по плану.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Разработка урока. Естественные зоны Украины. Смешанные леса. Растения и животные смешанных лесов