Художественный чудомир, или как написать сочинение по литературе родного края



Интересно, а вы задумывались когда-нибудь над тем, что для вас значит родной край? Что это: место, откуда хочется скорее убежать, чтобы не видеть каждой зимы черного снега, а летом не изнемогать от жары, так как в пруду поумирали все рыбы, и жабы перестали даже квакать – “замечательная” экология; или это место, к которому вы все же таки возвращаетесь снова и снова. Из туристических походов, из домов отдыха, даже из поездок за границу.

Согласитесь, что что-то тянет, будто магнит, и так хочется пройтись под каштанами, пойти в парк и выстоять

необъятную очередь за билетами, чтобы получить три минуты удовлетворения аттракционом; так хочется просто посидеть на скамейке и с наслаждением вдыхать… загазованный воздух. Это и есть наш с вами родной край. Тем не менее, не такой уже он и плохой.

Есть в нем и замечательная природа, немного испоганенная нашими экологическими выбросами, но пока что есть. Есть у нас заводы-гиганты и шахты, которые когда-то обеспечивали своей продукцией чуть ли не треть Советского Союза, а сейчас “украшают” своими огромными сооружениями наш город. Есть у нас фабрики, заводы и предприятия, в которых раньше гудела жизнь

и рождались разные рационалистические идеи, но сейчас они только гудят и “умирают” от такой жизни, идей нет, так как никого нет и на самих предприятиях – все в отпусках… бесплатных.

Но у нас есть чем гордиться – нашей литературой. А ее, оказывается, не так уж и мало. Познакомьтесь с писателями и поэтами, которые родились и прожили всю жизнь в Донецком крае, или жили здесь некоторое время.

Это Михаил Петренко, Борис Гринченко, Николай Чернявский, Спиридон Черкасенко, Степан Васильченко, Христя Алчевская, Никита Шаповал, Павел Байдебура. И это еще не все. Их намного больше.

Итак, чтобы нам написать наше произведение, надо познакомиться с их творчеством. Но начать нужно не с писателей и поэтов, а немного с нашей истории, из письменных – литературных свидетельств о нашем крае. Все вы, наверно, знаете “Слово о полке Игореве”? Так вот, в этом произведении есть упоминания о нашем родном крае.

В давность здесь все было диким – и окрестили Донетчину Диким полем. Кому же это не нравилось, называли Половецким полем. Наверное, это было все равно, что диким, что Половецким – все равно дикое, так как жили здесь самые дикие половцы, пока их не выгнали русичи. А потом защищали наш край свободные казаки.

Возможно, и до сих пор не выветрился из нас тот дух, так как очень часто у нас происходят забастовки. Князь Игорь с женой ехали именно донецкими степями “на землю Половецкую, за землю Русскую”. Это именно о нашем крае.

В поэме называется и река Каяла, которая соотносится с современным Кальмиусом, Калкой и Сухими и Мокрыми Ялами. Встречаем в произведении и нашу реку Донец: Игорь мысленно меряет “От большого Дона Да и к Донцу малому…”. Итак, во-первых, в своем произведении вам следует упомянуть о “Слове о полку Игореве”, где есть строки о нашем с вами крае.

Во-вторых, надо обратиться к устному народному творчеству. В нем тоже не обделена вниманием Донетчина. Так как жили здесь – помните? – казаки, которые очень любили воевать. Была да и есть на нашей земле знаменитейшая Савур-Могила.

Даже большое эпическое произведение составлено – “Мысль о бегстве трех братьев из Азова”: “…бежали не день, не два. Не три и не четыре: И к Савур-Могиле добегали, На Савур-Могиле три дня, Три ночи покоились… Упоминается Савур-Могила и в песне о казаке Морозенко, который дрался с татарами и попал в плен. А враги были сильны на россказни: вынули у живого Морозенко сердце и поставили Морозенко на Савур-Могилу: “Смотри теперь.

Морозенко, И на свою Украину”. Песен, дум о нашем крае не так уж и мало. Можете и их использовать в своем произведении. Но увлекаться тоже не надо.

Лучше написать о творчестве какого-то из донецких авторов. Тем не менее, начать нужно с общей характеристики их творчества.

Вы можете остановиться на творчестве любого из поэтов или писателей. Сжато рассмотрим только творчество трех: Николая Чернявского, Спиридона Черкасенко и Христи Алчевськой. Начнем с Чернявского. Родился он в 1868 году в селе Торская Алексеевка (теперь село Октябрьское Добропольського района) Бахмутского уезда Катеринославской губернии.

Потом семья переехала в село Новобожедаровку Славяносербского уезда. Отец Николая получил там приход, стал священником. На всю жизнь запомнил Чернявский виды Донетчины: “Засну и слышу в те минуты. Как лес шумит, поет девушка, Идя под вечер к колодцу.

Как звон гудит в старой колокольне. И вижу родные горы белые, выше Донца в роще блуждаю и давних дней утехи милые во сне я снова переживаю”. Закончил Николай Чернявский духовную семинарию.

Потом работал в Бахмутской духовной школе, преподавая пение и музыку. Возможно, из него бы вышел неплохой бард, если бы он родился чуть позже. Основные мотивы его творчества – картины родной Донетчины:

…в степи, – Безграничном, безверхом склепе. Все – родное, знакомое, И все то мне Дороже рая в чужой стороне. (“Степь”).

Интересует поэта и давно прошедшая история родного края. С детства знаком он с картинами шахтерской тяжелой работы: “В саже, черный, как призрак, Рукой пот с лица вытирает и кайлом уголь бьет и бьет В норе шахтер…” ( “Шахтер” ) Вы можете использовать в своем произведении и другие поэмы Н. Чернявского: “Савур-Могила”, “В Донецком крае”, “Сон великана” (кстати, в этом стихотворении поэт плачет, что умирает природа), “Донец”, “Степь и степь…” и т. д. Жизнь Чернявского не сложилась. Поэт не смог принять кровавую революцию и ее последствия, не смог и молчать. Поэтому его забрали в НКВД, откуда он уже не вышел.

Хотя официальная дата его смерти – 1946 год. Теперь немного познакомимся еще с одним “врагом народа” – Спиридоном Черкасенко. Родился он на Николаевщине, тем не менее учительствовал – после окончания учительской семинарии – у нас, на Лидиевских рудниках (современный Кировский район города Донецка).

Здесь он и узнал, что такое шахтерская работа. 15 лет “отдал” Черкасенко нашему краю. Потом переезжает в Киев, а оттуда уехал в 1919 году в Австрию, Чехословакию. И больше не возвращался.

Но до этого успел написать неплохие стихи и рассказ о нашем крае. Как всегда, темой являются шахтеры и их труд: “Тихо в сырой тьме В шахте, на дне. Стены рыдают немые, Мокрые, грязные.

Буйными каплями пот Глаза слепит…”. Об этом вы можете прочитать в стихах “Шахтеры”, “В шахте”, “Под землей”, “Монолог”, “В царстве ночи” и в рассказах “Черный блеск”, “Чепуха”, “Неосторожность”, “Пьяница”, “Ахметка”, “Они победили”, “Юдита”, “Воронько”. Прочитайте эти произведения, проанализируйте, и у вас выйдет неплохое произведение.

Сейчас рассмотрим, кто же такая Христя Алчевская. Это харьковчанка, которая, тем не менее, очень любила бывать на Донетчине. Часто приезжала в село Алексеевку (Славяносербщина). Очень рельефными и живыми возникают из ее стихов картины природы донецкого края.

Вы должны гордиться своим краем: оказывается, только здесь можно кричать и петь в полную грудь, если, конечно, не задохнетесь от нашего “чистого” воздуха. Христю Алчевскую не очень уважали революционеры, не выпустили ни одной ее книжки. Умерла она в 1931 году.

Какие же ее произведения вы можете использовать в своем произведении? “Далеко от родного края…”, “Мое путешествие в Алексеевку”, “Мне кажется, все то снилось”. В выводе своего произведения вы можете сказать, что литература Донетчины продолжает свою жизнь, рождаются новые поэты и писатели, которые и в дальнейшем будут возвеличивать свой родной край.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественный чудомир, или как написать сочинение по литературе родного края