Расскажите о Гомере, как легендарном основоположнике европейской литературы. Объясните суть гомеровского вопроса
Гомер – легендарный поэт, который стоял возле истоков греческой, а итак, и европейской литературы. Его имя связано с древнейшим литературным жанром греков – героическим эпосом.
Место рождения Гомера до сих пор не установлено, как и большинство биографических сведений о прославленном поэте Древней Греции. Кое-что об основателе греческой литературы рассказывают древнегреческие историки Геродот и Плутарх, но эти рассказы нельзя воспринимать как достоверные биографические факты, так как их основой являются легенды о Гомере.
Считают,
Ведь зрительные образы занимают в поэмах Гомера ведущее место. Но древним грекам был близкий и понятный образ именно
По мнению Григория Сковороды, “Гомер был первым пророком древних греков”.
Но уже в античности возникли разные взгляды на две проблемы: об авторстве и об обстоятельствах возникновения “Илиады” и “Одиссеи”.
В античные времена преимущественно никто не сомневался в существовании Гомера и в том, что, по крайней мере “Илиада” создана именно им.
В конце XVIII ст. некоторые ученые высказали мысль о том, что “Илиада” является совокупностью отдельных героических песен, якобы механически сведенных в единое целое неизвестным редактором лишь в середине VI ст. до н. э. В начале ХIХ ст. это предположение приобрело форму “теории малых песен”. Однако эта версия вскоре была категорически отброшена большинством академических ученых, поскольку она игнорировала непреложный факт – композиционную целостность обеих поэм. Особенно активно выступили против данной теории поэты и писатели, которые высоко ценили художественное совершенство гомеровского эпоса,- Гете, Шиллер, Гнедич, Гоголь.
В наше время ученые-филологи стараются реконструировать первооснову “Илиады” и “Одиссеи”, определить источники, которыми пользовался поэт, узнать, какие исторические события были трансформированы в мифах, как соединились в поэмах Гомера правда жизни и правда поэзии.
Большинство ученых склонны считать, что основой “Илиады” стала мифологизированная история микенского периода Древней Греции. На границе I тысячелетия до н. э. она сформировалась как героическое сказание на старинном еолийском диалекте. Со временем это героическое сказание было перенесено в древнегреческую Ионию, где стали повествовать уже на ионийском диалекте. Там оно бытовало в виде отдельных устных сказаний вплоть до середины второй половины VIII ст. док н. э., т. е. к тому времени, когда Гомер объединил в единое целое отдельные устные сказания и создал величественную поэму.
Считается, что в то время письменность достигла такого уровня, что Гомер, работая над “Илиадой”, пользовался письмом. Иначе невозможно объяснить гармоничность характерных для поэмы композиционных средств. Вместе с тем отдельные части эпоса выполняли для слушателей певцы-рапсоды, которые или сокращали текст записанной поэмы, или вносили в него определенные изменения, обусловленные авторской индивидуальностью ее исполнителей.
Относительно “Одиссеи”, то социальные отношения, изображенные в поэме, и элементы нового мировоззрения, которые немного противоречили героическим идеалам, позволяют датировать это произведение приблизительно началом VII ст. до н. э. В дальнейшем, обе поэмы претерпели небольшие изменения за счет внесения незначительных дополнений, которые вообще не изменили начального характера поэм.
Но как бы не представляли себе современные исследователи историю возникновения гомеровского эпоса и его творца, для европейского сообщества Гомер и его бессмертные поэмы были, есть и будут непревзойденным образцом высокой духовности античной культуры.
Вывод. Ученые разных стран мира в течение столетий спорят: был ли Гомер реальным человеком, и на самом ли деле он является автором “Илиады” и “Одиссеи”. Но греки верили в существование Гомера.
Для них он был первый Автор и образец. Все следующие авторы эпических произведений, так или иначе, подражали славным поэмам. То, что у древних греков не возникало сомнений относительно существования Гомера – человека, который способен на величественное художественное творчество,- свидетельствует и об осознании ими значимости творческой личности, и об осознании литературы как особой реальности, которая отделяется от верования.
Опорные слова: легендарный поэт, биографические сведения, традиция, авторская индивидуальность.