Гомер – легендарный основатель европейской литературы



Цель: Продолжить работу над фразеологизмами мифологического происхождения; ознакомить с фактами жизни древнегреческого поэта Гомера; выяснить, в чем заключается гомеровской вопрос; учить работать с опорными конспектами; развивать внимание, умение слушать, конспектировать; воспитывать стремление подражать образцам патриотизма, справедливости, мужества.

Оборудование: Портрет Гомера, опорные конспекты № 2, № 3, образцы древнегреческого искусства.

Греки создавали своих богов со своего

Собственного гения и своей собственной красоты.

И.

Бродский

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний

Проверка домашней задачи.

1. опрашивание

– Что такое миф?

– Дайте определение мифологии.

– Чем было мифологическое мировосприятие в жизни народов?

2. зачитать 10 фразеологизмов мифологического происхождения

1) Авгиевы конюшни – грязь; большой беспорядок, заброшенные дела.

2) Ахиллесова пята – слабое, впечатлительное место у человека.

3) Ахиллесов щит – непревзойденное художественное произведение.

4) Нить Ариадны – способ, который помогает разрешить какой-то трудный вопрос, выйти с затруднительного

положения.

5) Посеять зубы дракона – породить вражду, взлелеять множество страшил.

6) Олимпийский покой – невозмутимость, величественное поведение.

7) Танталовые мучения – страдание, которых испытает человек через осознание близости желательной цели и невозможности ее достичь.

8) Бочка Данаид – напрасная, бесконечная работа.

9) Сундучок Пандоры – ячейка бедствия, коварная дар.

10) Оседлать Пегаса – стать поэтом.

II. Изучение нового материала

1. слово учителя

Особенности идеала человека, созданного давними греками

– Чтобы лучше понять древнегреческую литературу, объяснить возникновение мировых шедевров в этой стране, нужно узнать об особенностях менталитета давних греков, или эллинов.

Тяжело назвать в истории другой народ, который за такой короткий период времени дал бы миру столько замечательных образцов совершенной красоты и был настолько захваченный идеями доблести и свободы, как давние греки.

Жизнь Давней Греции не была легким. Но греки были одним из пусть-жизнерадостных и любвеобильных народов. Это был народ-труженик, народ-борец, который принес человечеству идеи патриотизма и явил миру образцы гражданской доблести.

Это был народ-мудрец, который задумывался над строением Вселенной, размышлял о том, что такое материя и дух, пространство и время, что такое добро и зло.

Древнегреческое искусство воспитывало в свободных гражданах героев, оно было силой, которая объединяла и сближала людей.

Греки считали, что демократия может существовать лишь тогда, когда граждане будут иметь такие важнейшие качества: справедливость, воздержание, мужество и мудрость. Лишенный этих черт, человек не может быть полезным государству. Честолюбие, лицемерие и лень считались пороками и главными врагами демократии.

Достоинством человека была любовь к работе. Довольно припомнить, что даже боги у греков заняты каждый своим делом, они должны были трудиться.

“Хорошо жить,- говорили эллины,- означает жить общественной жизнью”. Интересы полису были для гражданина важные за его собственные интересы.

“Уверенные в том, что счастье – в свободе, а свобода – в мужестве смело смотреть у лицо опасности”,- говорил Перикл, напоминая грекам, который свободный человек – это и гражданин, и солдат. Понятно, что такие соображения были обусловлены необходимостью защищать полис – свою родину.

Идеалом греков было гармоническое объединение духовной и телесной красоты. Поэтому много античных скульптур изображают людей и богов обнаженными. Умение владеть своим телом и духом было тем, что делало человека подобного богам, так как и самые греческие боги, непоседливые, деятельные, были похожие на греков.

2. Работа с иллюстративным материалом

– Рассмотрите изображение статуй Дискобола и Аполлона Бельведерского. Поровняйте их.

(Ответа учеников.)

Аполлон, бог-покровитель искусств, и простой дискобол, участник Олимпийских игр, очень похожие между собой. как и большинство античных скульптур, они почти не имеют одежды, демонстрируя в такой способ крепкое телосложение своего тела. Правильные черты лица, волнистый волос – и ни одного сомнения в совершенстве собственной красоты. И что интересно: бог и человек чрезвычайно схожие между собой! Это еще один доказательство в пользу мысли, которые давние греки создавали своих богов “за образом

И собственным подобием”, поэтому, наверное, и не чувствовали страха перед ними.

“Греки создавали богов из своего собственного гения и своей собственной красоты”,- считал И. Бродский.

3. слово учителя
– Гомер – знаменитый поэт, отец греческой поэзии. Жил он приблизительно в VIII ст. до н. э. Имя его означает “слепой”, итак Гомера воображали

Странствующим слепым певцом, Аидом, что играл на кифаре (музыкальном инструменте, подобно лире) и первым стал составлять вместо коротких песен героические поэмы-эпопеи – большие по объему эпические произведения о героических подвигах и приключениях. Слава его была настолько большой, что семь греческих городов (Смирна, Родос, Колофон, Саламин, Хиос, Аргос, Афины) спорили за право называться родиной Гомера.

В греческих школах поэмы Гомера ” Илиада” и “Одиссея” были предметом постоянного изучения. Герои поэмы Гомера превратились на образце непревзойденной доблести, а их подвигами каждый грек гордился больше, чем своими собственными.

Вывод. Каждый народ имеет свои песни и легенды, из которых вырастает национальная литература. Гомер своим творчеством заканчивает вековые традиции народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.

Гомеровский вопрос

Современные ученые иногда подвергают сомнению существования Гомера как автора “Илиады” и “Одиссеи” в связи с тем, что осталось слишком мало сведений о его жизни. Истинно не известно, когда он жил и где, которым было его происхождение. Но давние греки некогда не сомневались в том, существовал ли на самом деле Гомер, очень уважали его и называли просто – Поэт.

4. работа с опорными конспектами

0К№2

Греческий фольклорГреческая литература
Г “1Г и
VIII ст.

Аеди

Кифары

Мифы (короткие)

Возникновение вещей и явлений,

Подвиги богов и героев

До н. э..

1. Гомер – “слепой” поэмы-

Эпопеи:

Исторические события, подвиги, приключение

2. Гесиод, Эсхил, Софокл,

Еврипид, Анакреонт

Возможный ответ за опорным конспектом № 2

К VIII ст. до н. э. существовал лишь греческий фольклор. Аеди – народные певцы – лучше от всех знали мифы, передавали их с поколений у поколение, прибавляли что-то свое. Начиная песню, аед ударял по струнам кифары, и под музыку рассказывал один из эпизодов мифа.

С именем Гомера связанное начало древнегреческой литературы. Он вместо коротких мифов стал выполнять поэмы-эпопеи – большие по объему произведения о героических подвигах и приключениях. Гомер всегда будет считаться древнегреческим поэтом № 1. Его дело продолжили Гесиод, Анакреонт, Эсхил, Софокл, Еврипид и другие поэты и драматурги.

Поэмы “Илиада” и “Одиссея”

Сюжеты обеих поэм походят из цикла героических пересказов о Троянской войне ( XII-XIII ст. к н. э.).

Поэмы “Илиада” и “Одиссея” можно считать энциклопедией жизни давних греков. Из них можно узнать об обычаях, обрядах, одежде, оружии, моральных законах, присущих этому народа.

Троянская война, о которой речь идет в поэме “Илиада”, продолжительная 10 лет. Греки взяли в осаду город Трою, которое еще называлось Илионом; отсюда и название поэмы. В поэме Гомера рассказывается лишь о последнем, десятым году войны.

В поэме “Одиссея” речь идет о возвращении царя Итаки Одиссея из Троянской войны домой. Этот путь, преисполненный приключений и потерь, длился 10 лет.

III. Итоги урока

“Продолжите предложение”

Сегодня на уроке мы…:

– продолжили работу над фразеологизмами мифологического происхождения;

– узнали об особенностях менталитета давних греков;

– ознакомились со сведениями о жизни Гомера;

– учили работать с опорными конспектами.

IV. Домашняя задача

Подготовить рассказа за опорными конспектами № 2, 3. Индивидуальная задача. Подготовить сообщение о городе Трою.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гомер – легендарный основатель европейской литературы