Расскажите о Гомере как об основоположнике европейской литературы

Объясните суть гомеровского вопроса

План ответа

1. Гомер как легендарный основатель европейской литературы.

2. Особенности строения поэм Гомера.

3. “Гомеровский вопрос”.

Гомер – легендарный поэт, который стоял возле истоков греческой, а итак, и европейской литературы. Его имя связано с древнейшим литературным жанром греков – героическим эпосом.

Место рождения Гомера до сих пор не установлены, как и большинство биографических сведений о прославленном поэте Старинной Греции. Кое-что об основателе греческой литературы

рассказывают древнегреческие историки Геродот и Плутарх, но эти рассказы нельзя воспринимать как достоверные биографические факты, так как основой являются легенды о Гомера.

Считают, что Гомер жил приблизительно в VIII ст. к н. э. Легенды рассказывают, что за честь называться малой родиной Гомера спорили семь греческих городов, но этот спор так и остался нерешенной. Только город Смирна в ионической Малой Азии и остров Хиос кажутся более или менее возможными претендентами на такое право. Античная традиция изображает Гомера слепым (слово “Гомер” иногда толкуют как “слепой”).

Тем не менее

его поэмы свидетельствуют, что по крайней мере от рождения он не был слепым. Ведь зрительные образы занимают в поэмах Гомера ведущее место. Но старинным грекам был близкий и понятный образ именно слепого Гомера – загадочного, вдохновенного богами странствующего поэта-провидца, который знает все о прошлом и может предусматривать будущее.

Для старинных греков и римлянинов поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” воплощали высочайшую мудрость, были наиболее авторитетным источником знаний. Их учили наизусть, переписывали, цитировали. По мнению Григория Сковороды, “Гомер был первым пророком древних греков”.

Но уже в античности возникли разные взгляды на две проблемы: об авторстве и об обстоятельствах возникновения “Илиады” и “Одиссеи”.

В античных времена преимущественно никто не сомневался в существовании Гомера и в том, что по крайней мере “Илиада” создана именно им.

В конце XVIII ст. некоторые ученые высказали мысль о том, что “Илиада” является совокупностью отдельных героических песен, якобы механически сведенных в единое целое неизвестным редактором лишь в середине VI ст. к н. э. В начале ХІХ ст. это предположение приобрело форму “теории малых песен”. Однако эта версия вскоре была категорически отброшенная большинством академических ученых, поскольку она игнорировала непреложный факт – композиционную целостность обеих поэм. Особенно активно выступили против данной теории поэты и писатели, которые высоко ценили художественное совершенство гомеровского эпоса,- Гете, Шиллер, Гнедич, Гоголь.

В наше время ученые-филологи стараются реконструировать первооснову “Илиады” и “Одиссеи”, определить источника, которыми пользовался поэт, узнать, какие исторические события были трансформированы в мифах, как соединились в поэмах Гомера правда жизни и правда поэзии.

Большинство ученых склонны считать, что основой “Илиад” стала мифологизованая история микенского периода Давней Греции. На границе І тысячелетие к н. э. она сформировалась как героическое сказание на старинном иолийском диалекте. Со временем это героическое сказание было перенесено к древнегреческой Ионии, где ему стали повествовать уже на ионийском диалекте. Там оно бытовало в виде отдельных устных сказов вплоть до середины второй половины VIII ст. к н. э., т. е. к тому времени, когда Гомер объединил в единое целое отдельные устные сказы и создал величественную поэму.

Считается, что к тому времени письменность достигла такого уровня, что Гомер, работая над “Илиадой”, пользовался письмом. Иначе невозможно объяснить гармоничность характерных для поэмы композиционных средств. Вместе из тем отдельные части эпоса выполняли для слушателей певцы-рапсоды, которые или сокращали текст записанной поэмы, или вносили в него определенные изменения, обусловленные авторской индивидуальностью ее исполнителей.

Относительно “Одиссеи”, то социальные отношения, изображенные в поэме, и элементы нового мировоззрения, которые кое-что противоречили героическим идеалам, разрешают датировать это произведение приблизительно началом VII ст. к н. э. В дальнейшему обе поэмы испытали небольших изменений за счет внесения незначительных дополнений, которые вообще не изменили начального характера поэм.

Но как бы не представляли себе современные исследователи историю возникновения гомеровского эпоса и его творца, для европейского сообщества Гомер и его бессмертные поэмы были, есть и будут непревзойденным образцом высокой духовности античной культуры.

Вывод. Ученые разных стран мира в течение столетий спорят: или был Гомер реальным человеком, или на самом деле он является автором “Илиады” и “Одиссеи”. Но греки верили у существования Гомера.

Для них он был первый Автор и образец. Все следующие авторы эпических произведений так или иначе подражали славным поэмам. То, что у давних греков не возникало сомнений относительно существования Гомера – человека, который способный на величественную художественную творчество,- свидетельствует и об осознании ими значимости творческой личности, и об осознании литературы как особой реальности, которая отделяется от верования.

Опорные слова: легендарный поэт, биографические сведения, традиция, авторская индивидуальность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Расскажите о Гомере как об основоположнике европейской литературы