Расскажите о судьбе “маленького человека” и общем значении этого определения в повести Николая Гоголя “Шинель”



“Маленький человек” в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человеку высокопоставленному, “значительному лицу”, а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема “маленького человека”

– интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.

У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малом – большое, в смешном – трагическое, в будничном – важнейший признак времени. Писатель всегда исходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится основой строения произведения “Шинель”.

Тему “маленького человека” в повести “Шинель” Гоголь раскрывает как важную, болезненную проблему человечества. Повесть появилась из анекдота о чиновнике, который умер из-за потери шинели. Значит, что человеческая

жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью.

Как художник, Гоголь не только не может согласиться с таким мнением, а и средствами искусства доказывает противоположное.

Конечно, судьбу Башмачкина легче всего объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленьким, а потом начинается его путь к большому человеку.

Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакиевича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался “маленьким”. Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не проявляли никакого уважения. Даже сторожа, которые своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, “не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха”.

Чиновники смеялись над ним “сколько хватало канцелярского остроумия”, но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, “сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом”. Акакий Акакиевич переносил все покорно. Только когда весьма уже невыносимой была шутка, он говорил: “Оставьте меня!

Зачем вы меня обижаете?”. И лишь одному из всех “остряков” послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: “Я брат твой”.

Акакий Акакиевич принадлежит к тем людям, которые лишены даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в том, что его лишили даже права на человеческое существование.

Акакий Акакиевич перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил “повысить” несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумаги, а составить новые. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола от первого лица на третье.

Как не бился Акакий Акакиевич, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто “мы”, кто “они”. Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил.

Его старая шинель, или “капот”, как называли эту одежду остряки из департамента, протерлась. Акакий Акакиевич ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение.

Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакиевича к будущей шинели, будто он влюбился в нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.

Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакиевича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она “пошла от него с новолунием с большими усами”.

В последней части повести Башмачкин старается вернуть свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к “значительному лицу”, чтобы оно помогло спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав его, гонит Акакия Акакиевича прочь.

Надежды рухнули. И Акакий Акакиевич умирает.

В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротескные черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в “Шинели” становится средством раскрытия главной идеи произведения.

Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал.

От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.

Вывод. Гуманистический пафос писателя проявился в глубоком сочувствии “маленькому человеку”. Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.

Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие “маленькому человеку”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Расскажите о судьбе “маленького человека” и общем значении этого определения в повести Николая Гоголя “Шинель”