Миф о Гомере



1. Миф о Гомере.
2. Зловещее величие “Илиады”.
3. Образы “Одиссеи”.
4. Слава Ахилла, Одиссея и Гомера.
Миф о самом Гомере, наверное, миф в не меньшей степени, чем мифы его поэм. Уже в античный период Гомер был полулегендарной фигурой, сродни героям-полубогам. Семь греческих городов спорили за право называться родиной великого аэда, однако окончательно этот спор так и не был разрешен, как гласят строки неизвестного античного поэта:
Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака,

Афины.
Традиционный образ Гомера – это слепой старец, чьему пению вторит мелодичный звон струн, однако никто не знает, каким был живой Гомер. Вероятно, если он и был слеп физически, его духовный взор видел гораздо больше, чем это доступно смертному. Как слепой прорицатель Тиресий, упоминаемый в “Одиссее”, он мог видеть судьбы людей.
Некоторые ученые сомневаются, существовал ли Гомер? Может быть, авторами “Илиады” и “Одиссеи” были разные люди? Может быть, эти поэмы – продукт устного народного творчества? Наконец, есть и другая версия, появившаяся относительно недавно: Гомер существовал,
но он был женщиной, а не мужчиной, как принято было считать.

Однако так ли важно, каким был Гомер при жизни? Он сам давно стал частью великого мифа, потому его образ не может и не должен быть обыденным, банальным, однозначным. И что значат малодушные сомнения в самом факте существования Гомера, когда “Илиада” и “Одиссея” реальны, и, как ни странно, по-прежнему современны?

Разве не сомневались люди и в существовании Христа, хотя он жил много позже Гомера? Но ведь в том, вероятно, и состоит особенность подлинно великой личности – когда она переходит в вечность, свет, приходящий в мир через этого человека, не исчезает, но в его ослепительном сиянии порой сложно разглядеть земные черты божественного избранника…
Мифы, сохраненные Гомером для потомков, спустя многие века по-прежнему продолжают волновать умы людей:
Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетало последнее слово,
Что-то ярко светило – фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Это строки из стихотворения Н. С. Гумилева “Современность”, в котором образы гомеровской поэмы неожиданно находят воплощение в действительности начала XX века. Герои, подобные гомеровским – это они прокладывают новые пути, они стремятся вперед. Но нередко бывает и так, что сущность этих людей скрыта в глубине души, а сами они вынуждены довольствоваться весьма скромным положением в жизни, занимаясь полезной, но скучной работой.
Наших современников продолжает интересовать мифологический сюжет “Илиады”. Фильм “Троя” – это попытка приблизить героев Троянской войны к нам, сделать их более понятными и реальными. Внезапная любовь жены грозного воина к обаятельному гостю, враждебность двух союзников, готовая вылиться в открытое столкновение, печаль матери о несчастливой судьбе сына, горе отца, потерявшего самого благородного и смелого из своих наследников… Это вечные мотивы человеческого существования.

И даже тема рока, довлеющего над всем и вся – разве и она не близка многим людям, гордо именующим себя “цивилизованными”?

Не менее живуч и миф “Одиссеи”. Название этой поэмы давно стало нарицательным именем долгого странствия, полного испытаний. Образ Одиссея, Улисса, наряду с образами Ахилла, Гектора, Аякса и других гомеровских героев привлекал внимание как античных авторов, так и авторов последующих эпох. Одиссей, конечно, более многогранен, чем его соратники по Троянской войне.

Он сражается не только обычным оружием, но и хитростью. “Ты только силой телесной полезен, я же – умом”, – говорит Улисс Аяксу в поэме “Метаморфозы” римского поэта Овидия, отстаивая свое право на доспехи погибшего Ахиллеса. Но эта же неоднозначность образа Одиссея становится причиной того, что Данте в “Божественной комедии” помещает этого героя и его друга Диомеда в ад, за то, что они обманом захватили Трою, придумав Троянского коня. Однако как бы ни расценивать личность Одиссея, тема его возвращения на Итаку, его любовь к родине и своей семье, конечно, существенно возвышает этого героя над его человеческими слабостями и прегрешениями.

Но образ Одиссея захватывает воображение и тем, что это образ странника, отважно борющегося со стихией. О. Э. Мандельштам в стихотворении “Золотистого меда струя…” сближает образ царя Итаки с образами аргонавтов, отправившихся в путь ради обретения великого сокровища:
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
Мандельштам не обошел вниманием и Пенелопу, жену Одиссея, чей образ не менее величественен, чем ее супруга. Как Одиссей отличается от прочих героев своей изобретательностью, так и Пенелопа превосходит жен других героев своей верностью и мудростью. Так, Одиссей придумал Троянского коня, чтобы захватить Трою, Пенелопа же стала ткать свадебное покрывало, которое никогда не будет окончено, лишь бы не выходить замуж и остаться верной своему пропавшему без вести мужу:
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, –
Не Елена – другая, – как долго она вышивала?
Английский писатель Г. Хаггард в романе “Мечта мира” предпринял попытку показать дальнейшую судьбу царя Итаки. Некоторые детали сюжета совпадают с мифами, не вошедшими в эпос Гомера. Например, гибель Одиссея от руки Телегона, своего собственного сына от богини Цирцеи.

Однако в основном сюжет “Мечты мира” выглядит слишком фантастично, он чужд строгой размеренности гомеровского повествования. Но факт остается фактом – образ одного из героев Гомера и спустя много веков вдохновляет воображение писателей. И еще – хотя в романе Хаггарда Одиссей как будто погибает, тут же звучит мотив его будущего возвращения…
Слава Одиссея заключена не столько в его подвигах и даже не в хитрости, а в его возвращении. Ведь вся “Одиссея” – это рассказ о возвращении героя на Итаку. В “Илиаде” Гомер прославляет Ахилла, и слава этого героя иная:
Если останусь я здесь, перед градом троянским сражаться, –
Нет возвращения мне, но слава моя не погибнет.
Если в дом возвращусь я, в любезную землю родную,
Слава погибнет моя, но буде т мой век долголетен…
Слава Ахилла прочно связана с Троей, слава Одиссея – с дорогой из Трои на Итаку, а слава Гомера не связана с каким-либо конкретным местом на земле:

…Скажем: великое небо отчизна твоя, и не смертной
Матерью был ты рожден, а Каллиопой самой.
(А. Сидонский “Родина Гомера”)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Миф о Гомере